Управление себестоимостью продукции в системе маржинального анализа, страница 22

Для определения причин отклонений по переменным накладным расхо­дам необходимо учитывать, как уже отмечалось выше, сложившуюся базу их распределения. В рассматриваемом примере переменные накладные рае^#& ходы выражены в машино-часах, и их благоприятное отклонение обусюйКр лено снижением ставки в расчете на 1 машино-час работы оборудования* р Эффективность использования этих расходов находится на норматшнс»* jf уровне, величина отклонения равна нулю.                  '                                \|У,

Влияние рыночных факторов, определяющих величину выручки от прр-^ даж, было небл£их)приятным и вызвало уменьшение маржинального дох$-да на 78800 р. Из этой суммы 45000 р. было недополучено из-за снижения цены реализации продукции со 130 до 125 р. за единицу, а 33800 р. - за счет сокращения количества ее.продаж по сравнению с нормативной вели­чиной с 10000 до 9000 единиц продукции фактически. Несмотря на то, что объем и цена продаж в современных условиях зависят от ситуации на рын­ке, проявляющейся в колебаниях спроса, уменьшении покупательной спо­собности населения, росте конкуренции и др., безусловно, что величина реализации зависит и от качества планирования, управления продажами и их организации.

Кроме маржинального дохода, показателем финансового результата в системе нормативного учета переменных затрат выступает прибыль от про­даж, которую можно определить по формуле

П = ОхЦ-(ОхЗпер + 3П0СТ)                            (4.1)

где П - прибыль от продаж, р.; О -* количество реализованной продукции, единиц; Ц - цена продажи единицы продукции, р.; 3 - ставка переменных затрат на единицу реализованной продукции, р./ед.; Зпост- сумма постоян­ных затрат, р.

Методика анализа отклонений прибыли от продаж показана на рис. 4.5 и включает следующие расчеты. Отклонение по прибыли от продаж, равное разнице фактической и сметной прибыли от продаж, разделяется прежде всего на отклонение по затратам и отклонение по продажам.

Общее отклонение прибыли от продаж по затратам исследуется по сле­дующим составляющим:

по переменным затратам на материальные ресурсы;

по переменным затратам на трудовые ресурсы;

по переменным накладным расходам;

по затратам на постоянные накладные расходы.

Отклонения по затратам на материальные и трудовые ресурсы, по пере­менным накладным расходам (как общие, так и в разрезе ценностного и количественного факторов) рассчитываются по тем же схемам, что были рассмотрены выше. По постоянным накладным расходам (ПНР) рассчи­тывается только одно отклонение, а именно отклонение по затратам на по­стоянные накладные расходы, поскольку они не распределяются на себес­тоимость конечных продуктов, а общей суммой списываются на затраты периода. Отклонение (АПНР) будет характеризовать разница между смет­ными (ПНРс) и фактическими (ПНР,) постоянными накладными расхода­ми, рассчитываемая по формуле

АПНР = ПНРС - ПНРф.                                   (4.2)

Общее отклонение по продажам определяется как разница общего фак­тического маржинального дохода и общего сметного маржинального до­хода. Отклонение по прибыли от продаж

Л

По производственным затратам

г

По затра­там на ма­териаль­ные ресурсы

По затра­там на тру­довые ре­сурсы

По цене

По исполь­зованию

По пере­менным наклад­ным

расходам

Поставке

По трудо­емкости

По затра­там на пос­тоянные расходы

Поставке

По эффек­тивности

Рис. 4.5

■ '.   -                                                                                     ■ '       ■    ■                                                                                                        -'Vi.

Общее отклонение по цене продаж есть разница между фактически маржинальным доходом на единицу продукции и нормативным маржинада* ным доходом на единицу продукции, умноженная на фактическое кол!ЙЙ* ство продаж,                                                                                           ),

Отклонение по количеству продаж равняется разнице между фактйче% ким количеством продаж и сметном количеством продаж, умноженной Щ\ нормативный маржинальный доход на единицу продукции.