Взаимоотношения с поставщиками и покупателями, как уже отмечалось выше, строятся на договорной основе. В соответствии с этими договорами на основании первичных документов осуществляются все хозяйственные операции, с отражением их в бухгалтерском учёте путём занесения данных из первичных документов в информационную базу АРМ Бухгалтера. Информация по учёту расчётов с поставщиками и покупателями, связанная с товарными операциями, формируется в момент обработки товарно-денежных отчётов материально-ответственных лиц складов, розничных торговых предприятий, предприятий общественного питания и заготовок. По всем остальным операциям нетоварного характера бухгалтер, ведущий учёт расчётов, составляет сводный мемориальный ордер № 8, данные из которого заносятся в информационную базу ЭВМ. Информация о погашении задолженности поставщикам формируется в момент обработки выписок банка по расчётному счёту и специальным ссудным счетам.
Расчёты с поставщиками товаров осуществляются, как правило, за счёт кредитов банка. В этом случае в учёте делается запись Дт 60/1, 62/0 Кт 66/1. Очень часто при расчётах используется уступка требования и перевод долга. С некоторыми поставщиками (Витебский пивзавод, ОАО “Молоко” г. Витебск, ООО Ракан г. Минск) райпо производило оплату банковским векселем. Данные операции в бухгалтерском учёте Лиозненского райпо отражены следующим образом: Дт 41/1, 18/1 Кт 60/1 – отражается задолженность поставщику ТМЦ; Дт 60/1 Кт 62/3 – перевод задолженности поставщику для оплаты векселем; Дт 62/3 Кт 66/0 – поставщику передаётся в оплату за товары банковский вексель; Дт 66/0 Кт 51/0, 66/1 – погашение векселя (либо с расчётного счёта, либо за счёт кредитов банка) (см. приложения 63 – 64).
При расчётах с бюджетными организациями (школы) с разрешения ИМНС Лиозненского района разрешается производить взаимозачёт задолженности по налогам в бюджет и дебиторской задолженности школ перед Лиозненским райпо. Для этого райпо подаёт письмо-ходатайство в налоговую инспекцию с просьбой разрешить взаимозачёт требований. При этом между школой и райпо в обязательном порядке должен быть составлен акт сверки расчётов, который прикладывается как подтверждающий документ, а также все первичные документы (ТТН), подтверждающие отгрузку товаров в адрес школы. При получении разрешения налоговой инспекции в учёте операции взаимозачёта налоговых требований и дебиторской задолженности отражается следующим образом: Дт 68/0 с соответствующим КАУ, 68/2 Кт 62/0.
В конце месяца бухгалтер по расчётам составляет акт сверки расчётов (см. приложение 65) с указанием сальдо на 1 число месяца с конкретным контрагентом и направляет его по факсу для подтверждения указанной суммы. В случае установления расхождений выясняются их причины и производится устранение. Если в учёте по какой-либо причине не была проведена накладная, то делаются дополнительные записи, а, если были ошибочно сделаны “лишние” проводки или по проводкам были неправильно указаны суммы, то данная ошибка исправляется путём красного сторно (или дополнительными проводками) (в этом случае составляется бухгалтерская справка). Кроме того, имеется возможность распечатки книги покупок (см. приложение 66), что очень важно при определении налоговых вычетов по НДС.
Аналитический учёт расчётов с поставщиками и покупателями ведётся с помощью машинограммы “Оборотная ведомость” по синтетическому или аналитическому учёту в разрезе партнёров (см. приложения 67 – 70). Кроме этого программа АРМ Бухгалтера позволяет получать сведения о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности с разбивкой по следующим срокам: до 1 месяца, от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6месяцев до года, свыше 1 года (см. приложения 71 – 74). Информация этих машинограмм может быть использована для оперативного управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации, своевременно принимать меры по взысканию задолженности, а также безошибочно разграничивать суммы задолженности при составлении баланса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.