Учебное пособие по физике. Часть II. Молекулярно-кинетическая теория, страница 20


Именно поэтому он и  назван автоматическим. Кроме системы пневматического торможения на самом локомотиве  сжатый воздух используется в системе, обеспечивающей подсыпку песка из бункеров к точкам контакта колеса с рельсом на трудных участках пути, а так же при трогании состава с места (песок позволяет увеличить сцепление колеса с рельсом). В вагоне поезда избыточное по сравнению с атмосферным давление, создаваемое кондиционерами, тоже находит применение: оно препятствует проникновению в вагон пыли и слишком тёплого (или слишком холодного) воздуха извне. Расчеты систем, в которых используется сжатый воздух, обычно основываются на предположении,  что сам воздух является идеальным газом. Но ведь воздух - это смесь различных газов: азота, кислорода,  углекислого газа и др. Можно ли считать идеальным газом каждую из компонентов этой смеси? Как правило, это можно делать, и общее давление воздуха оказывается равно сумме давлений, создаваемых каждым из газов в отдельности (сумме порциальных давлений р1, р2 и т.д.).

Р=р12+…

Этот закон носит название Дальтона и применяется для подсчёта давления, создаваемого смесью газов, которое может содержать любое число компонентов. Однако, среди газов, входящих в состав воздуха, есть и такие, которые даже при вполне обычных условиях могут вести себя не как идеальные, т.е. закон  Менделеева - Клапейрона для которых выполняется лишь в определённых пределах.  Пример такого газа – пары воды.

Чем отличается реальный газ от идеальной модели? Во-первых, размерами его молекул уже больше нельзя пренебрегать, и приходится учитывать, что сами молекулы занимают определённую часть объёма всего сосуда, в котором находится газ. Во-вторых, существенным оказывается и взаимодействие отдельных молекул при их приближении на некоторое расстояние друг к другу. Всё это приводит к тому, что при температуре ниже критической, сжимая реальный газ, можно вызвать его конденсацию: сначала часть газа, а затем и весь он превратится в жидкость. Можно поступить и иначе – не сжимать газ, а уменьшить его температуру. В этом случае, начиная с некоторой температуры


(для паров она носит название точки росы), газ тоже начнёт превращаться в жидкость. Подобное явление часто наблюдается в природе: при похолодании часть влаги из воздуха конденсируется в виде росы на деревьях, траве и т.д. Конденсируется она и на рельсах, что вовсе не желательно. Тонкая водная плёнка, оказавшись в месте контакта колеса с рельсом, играет роль смазки, снижая силу тяги локомотива. От того, влажные рельсы или нет, зависит максимальный вес состава, который сможет вести локомотив, а поэтому при формировании поезда на станции приходится учитывать и погодные условия. Но не нужно думать, что «реальность» газов – это только вредное свойство. Во-первых, переход жидкости в газ (пар) или наоборот – это фазовый период, который имеет чрезвычайно важное практическое значение. Во-вторых, будучи сжатым, газ занимает гораздо меньше места, а значит, его гораздо удобнее накапливать и перевозить. Именно так и поступают со многими газообразными веществами: аммиаком, хлором, газами углеводорода (пентаном, пропаном и т.д.), их перевозят в сжиженном состоянии в специальных цистернах под повышенным давлением (чтобы они не перешли в газообразное состояние). А для уменьшения нагрева и испарения под действием солнечных лучей на такие цистерны монтируют добавочную теневую защиту – дополнительные стальные листы, охватывающие верхнюю часть цистерны. Давление и температура – параметры, характеризующие состояние газа – количество громадного числа частиц в целом. Бессмысленно говорить о температуре одной молекулы. Но если молекул много, то оказывается, температура связана со средней кинетической энергией Wк хаотического движения молекул. Так, для идеального газа, состоящего из отдельных атомов,

Подпись: Рисунок 7 - процесс торможения локомотива

Wк=(3/2)кТ