Оценка работоспособности машин лаборатории ГСМ филиала УК «Кузбассразрезуголь» Кедровский угольный разрез, страница 14

 коагулятора и малооборотной (Фр.= 600 - 700) без коагулятора. На высокооборотной центрифуге получают «все» загрязняющие примеси (общие осадки - А), находящиеся в масле, как в крупнодисперсной, так и в мелкодисперсной фазе. На малооборотной определяются только «выпадающие» осадки (механические примеси в крупнодисперсной фазе - Б). В качестве показателей диспергирующих свойств работавших масел используются величины и отношение осадков А и Б. При высокой диспергирующей способности масла механические примеси находятся, в основном, в мелкодисперсном состоянии, т. е. величина А растет сильнее Б. При «срабатывании» моюще-диспергирующих присадок происходит интенсивная коагуляция продуктов загрязнения масла и возрастает доля крупнодисперсной фазы (уменьшается А и растет Б). Этот момент и является указанием для смены масла. Установлены критические значения диспергирующих свойств, определяющиеся величинами отношений А/Б < = 2 и А - Б/ А < = 0,7.

       Кроме показателя «щелочности», для оценки запаса моющее-нейтрализующих свойств масла используют его водородный показатель (рН). Как правило, снижение рН ниже 4 - 4,5 свидетельствует о срабатывании нейтрализующих (антиокислительных) присадок и накоплении в масле сильных кислот, способствующих интенсификации коррозионного износа деталей.

       Большинство экспресс методов определения вязкости масла основывается на сравнении времени истечения работавшего и свежего масел из сосуда с калиброванным отверстием.

       Опыт применения диагностирования по комплексу параметров работавшего масла, как за рубежом, так и в нашей стране, подтверждает его эффективность с точки зрения обеспечения надежности машин и экономии материальных средств.

       Диагностирование  редукторов  мотор-колёс  по  параметрам   работавшего

 масла  особенно эффективно, учитывая их повышенную стоимость (цена нового РМК на автосамосвал БелАЗ - 75131 составляет 1,105 млн.р, стоимость капитально отремонтированного редуктора составляет 905 т.р).

       11 Технология проведения анализа и отбора проб масла из редукторов      мотор-колес

       При отборе проб масла должны учитываться следующие сведения: № автосамосвала, дата отбора, время (м/ч) или пробег (км) автосамосвала от замены масла до взятия пробы, либо наработку с последнего взятия пробы, уровень или ёмкость масла в редукторе на момент отбора пробы и количество добавленного за счёт различных утечек в период работы редуктора между предыдущим и данным отборами проб.

       Периодичность отбора проб устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от условий эксплуатации: во время регулярных проверок при каждом ТО–1, перед заменой масла, а также после его замены и более часто, если подозревается ненормальный повышенный износ (содержание механических примесей более 1,5%).

       Процедура снятия проб: отбор масла производить через 10 – 15 минут после остановки самосвала, причем перед остановкой самосвал должен отработать не менее часа; отвернуть пробку заливного отверстия с наружной крышки; через отверстие пробоотборником взять с каждого редуктора по 150 – 200 мл масла с глубины 50 мм от нижней точки масляной полости, пробы с каждого редуктора должны быть в отдельной посуде (бутылочке) и промаркированы; анализ масла и анализ результатов должны выполняться немедленно, то есть выполнить:

       а) спектральный анализ на содержание железа, хрома и кремния;

       б) измерить кинематическую вязкость;

       в) содержание нерастворимых примесей.

       Измеренное содержание железа, хрома, никеля, меди и кремния сравнить с результатами предыдущей проверки.

       Если наблюдается значительное увеличение какого-либо элемента, выполнить проверку зубчатых колес, шлицевых соединений и подшипников. Если   значительно   изменилось   содержание   одного   кремния,   то    следует

 заменить масло. Замену масла следует выполнить и в случае постепенного накопления в масле металлических частиц с концентрацией их превышающей 5 г/л (0,5%).