Оценка работоспособности машин лаборатории ГСМ филиала УК «Кузбассразрезуголь» Кедровский угольный разрез, страница 12

                         (30)

       Если в течение всего этапа не отбирали промежуточные пробы для анализа, то формула (30) упрощается.

                                               (31)

       Второй вариант редуктор мотор-колеса работает с учётом долива масла.        Пробы масла   отбирают  перед  доливом.  Количество  металла,  попав­шего  в

масло за весь этап, рассчитывают по формуле

                                        (32)

       В формулу (32) входит новый коэффициент QдKсв- количество ме­талла, попавшего в редуктор мотор-колеса со свежим маслом при доливах (определяется как произведение количества долитого масла на концентрацию металла в нем). Этот коэффициент учитывают только в тех случаях, когда в свежем масле содержится заметное количество металла.

       Еще одно отличие формулы (32) от формулы (30) заключает­ся в способе подсчета металла, потерянного с израсходованным маслом. Для наглядности воспользуемся графиком расхода мас­ла.

Рисунок 7 - График расхода и долива масла в редуктор

где Qо - исходное количество масла;

Q1, Q2, Q3- количество масла перед доливом;

Q1`, Q2` - количество масла после долива;

     За время между отборами проб 0 и 1 израсходовано Q0Q1 масла. В первой  

пробе     концентрация    металла     равна    К1.  За    это    время    потеряно

металла.

       После взятия первой пробы и долива масла в редукторе мотор-колеса до нормального уровня концентрация металла снизилась и стала равной

                                     (33)

       Очевидно, что потеря металла за время между отборами проб i – 1 и i равна

                                                            (34)

       Во всех приведенных расчетах редуктор мотор-колесо принимался, как замкнутая система, которая не зависит от внешних факторов, а именно исключено попадание пыли, и влаги.


       10 Диагностирование технического состояния редукторов мотор-колёс по параметрам работающего масла

       Одним из средств, обеспечивающих повышение эффективности и надежности работы редукторов мотор-колёс, является диагностирование их технического состояния в процессе эксплуатации.

       К основным преимуществам диагностирования работающего масла относится высокая информативность, возможность раннего обнаружения неисправностей редуктора без его разборки, установление необходимости своевременной замены масла, предотвращение отказов в редукторе, в частности, из-за повышенного износа деталей. Трансмиссионное масло является носителем комплексной информации о работе редуктора с точки зрения износа трущихся пар, развивающихся дефектов отдельных механизмов и деталей, отклонений в протекании рабочего процесса, работоспособности систем смазки, охлаждения. Поэтому диагностирование технического состояния редукторов мотор-колёс по параметрам работавшего масла включает как контроль накопления продуктов износа в масле, так и изменение физико-химических показателей масла.

       Редукторы мотор-колёс на 80-90 % выходят из строя по причине износа трущихся пар и поэтому контроль накопления продуктов износа в масле имеет первостепенное значение.

       Для определения содержания продуктов износа в масле применяется ряд методов: метод определения «железа в масле» и его разновидности с использованием фотоколориметрических, полярографических, ферромагнитных и других способов; методы радиоактивных изотопов и нейтронной активации; методы спектрального анализа.

       Наибольшее распространение получили два метода спектрального анализа масел: эмиссионный и атомно-адсорбционный.

       Методы эмиссионного спектрального анализа подразделяются на прямые методы  непосредственного  анализа  пробы  масла   и   косвенные,  требующие

озоления пробы и проведения затем анализа золы или ее раствора.

       Для диагностирования редукторов мотор-колёс наиболее приемлемы прямые методы и особенно с помощью вращающегося электрода, используемые в современных спектрометрических приборах МФС-3 и МФС-5.