МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
Ленинградское ордена Октябрьской Революции высшее инженерное морское училище имени адмирала СО.Макарова
КАФЕДРА ТЕОРИИ И УСТРОЙСТВА СУДНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСЭКЗЛМЕНАМ
ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА
Специальность 24.02 "Судовождение"
ЛЕНИНГРАД
I990
Методические указания разработаны доктором технических наук профессором КАЦМАНОМ Ф.М., кандидатом технических наук доцентом КОВАЛЕНКО Б.П., кандидатом технических наук доцентом КОННОВЫМ А.В., кандидатом технических наук АМФИЛОХИЕВЫМ JI.Б., кандидатом технических наук ЕРШОВЫМ А.А. Указания рассмотрены и утверждены к изданию на заседании кафедры теории и устройства судна. Протокол №7 от 7 марта 1990 года.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. |
5 |
1. Определение посадки и остойчивости судна при его загрузке с использованием отчетной документации……………………………………. |
6 |
2. Международная конвенция о грузовой марке. Запас плавучести, грузовые марки и их виды……………………………………………………... |
9 |
3. Назначение, состав и использование информации об остойчивости и прочности грузового судна……………………………………………………... |
11 |
4. Влияние различных факторов на начальную остойчивость судна……… |
13 |
5. Виды ДСО и ДДО. Контроль правильности построения ДСО и ДДО….. |
14 |
6. Требования Правил Регистра СССР к остойчивости морских транспортных судов…………………………………………………………… |
18 |
7. Учет влияния свободных поверхностей на начальную остойчивость. Влияние свободных поверхностей на диаграмму статической остойчивости |
20 |
8. Порядок контроля остойчивости и общей продольной прочности судна в эксплуатации…………………………………………………………………… |
22 |
9. Изменение остойчивости судна при движении не попутном волнении. Выбор безопасных режимов движения судна в этих условиях……………. |
24 |
10. Влияние курса и скорости хода судна на бортовую и килевую качку на регулярном и нерегулярном волнении. Использование штормовых диаграмм для глубокой воды и для мелководья для выбора безопасных режимов движения в шторм…………………………………………………. |
26 |
11. Принципы умерения качки судна. Устройство, настройка и эффективность успокоителей качки различных типов……………………… |
28 |
12. Влияние морского волнения на эксплуатацию судна. Способы избежания опасных режимов движения судна в шторм………………….. |
30 |
13. Область распространения ч.IV Правил Регистра РФ «Деление на отсеки». Знак непотопляемости в символе класса Регистра РФ. Требования Правил Регистра РФ к посадке и остойчивости поврежденного судна…….. |
32 |
14. Состав и использование оперативной информации о непотопляемости морских судов в эксплуатации……………………………………………….. |
33 |
15. Составляющие сопротивления воды движению судна их физическая сущность и пути снижения…………………………………………………… |
34 |
16. Изменение ходкости судна при обрастании и коррозии. Влияние гидрометеорологических факторов на скорость судна……………………… |
|
Причины преднамеренного снижения скорости судна…………………….. |
38 |
17. Взаимодействие корпуса, гребного винта и средств управления (СУ) при торможении судна. Периоды пассивного и активного торможения судов с ВРШ и ВФШ………………………………………………………… |
41 |
18. Ходкость и управляемость судна в условиях мелководья и при движении в канале…………………………………………………………… |
44 |
19. Диаграмма управляемости. Гидродинамический люфт. Построение диаграммы в натурных условиях. Влияние мелководья и посадки на диаграмму……………………………………………………………………….. |
46 |
20. Виды и параметры морского волнения. Способы визуальной оценки параметров волнения. Использование гидрометеорологической информации в эксплуатационных условиях…………………………………. |
48 |
Введение
Цель данных методических указаний помочь выпускникам судоводительского факультета подготовиться к Госэкзаменам по дисциплине «Теория и устройство судна». Разделы по ТУС включены в экзамен «Управление судном». Обычно в билетах содержатся 10-15 вопросов по разделам, изученным курсантами СВФ по дисциплине ТУС. Освоение этих разделов согласно программе обучения происходит на III курсе. Часть вопросов, связанных с непотопляемостью, изучается в начале IV курса.
Как показывает опыт приема госэкзамена, у выпускников СВФ на VI курсе остаются только основы знании по дисциплине ТУС.
В настоящих указаниях даны краткие ответы на вопросы по дисциплине ТУС. Эти вопросы содержатся в билетах, ГЭК и могут быть заданы в качестве дополнительных. Краткость ответов предполагает знакомство выпускников СВФ с основами курса ТУС. Более подробные ответы могут быть найдены в учебниках и монографиях по дисциплине ТУС.
I. Определение посадки и остойчивости судна при его загрузке с использованием отчетной документации
Расчет посадки и остойчивости судна при его загрузке выполняется при помощи документов, содержащихся в «Информации об остойчивости (см.п.З) судна для капитана».
Предварительно составляется таблица весовой нагрузки судна. Для ее заполнения (табл. I) необходимо знать количество груза в каждом трюме – mi(т) и удельно-погрузочные объемы этих грузов - µi, (м3/т). Перемножая эти величины, можно определить объемы грузов в каждом трюме ui = mi µi. Аппликаты ЦТ грузов zi находят по зависимостям zi= f (ui) , которые приведены в информации по остойчивости или даны в виде специальных шкал на продольном сечении каждого трюма.
Таблица 1
Весовая нагрузка судна
Статьи нагрузки |
mi т |
xi , м |
zi, м |
Mxi, тм |
Mzi, тм |
Судно порожнем* Команда, снабжение Груз в трюме №1 №2 … Судовые запасы |
|||||
Сумма |
D=å mi |
Mx |
Mz |
*В некоторых информациях не требуется вычислять строчку «Судно порожнем», т.к. все зависимости и графики построены для дедвейта судна Dw.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.