- диаграмму контроля общей прочности в координатах D w– Mx Å с сеткой поправок на дифферент и ограничениями по прочности в рейсе и при погрузке-выгрузке в порту и на рейде.
Указанные материалы с примерами их использования приводятся на рисунках раздела 1.
Следует иметь в виду, что информация действительна при наличии штампа одобрения Регистра РФ.
Информация должна содержать дополнительные разделы в случаях специальных перевозок, например, проверку остойчивости при перевозке зерна, незерновых сыпучих грузов, грузов, склонных к разжижению и т.д.
Диаграмма осадок носом и кормой
4. Влияние различных факторов на начальную остойчивость судна
Начальная остойчивость судна считается обеспеченной, если его метацентрическая высота при любом состоянии загрузки остается положительной, т.е. h > 0. Исключение (в безопасную сторону) составляют лесовозы (h ³ 0,1м), контейнеровозы (h ³ 0,2м), а также некоторые специальные суда.
На начальную остойчивость судна, т.е. на его метацентрическую высоту, оказывают влияние следующие факторы:
- перенос груза;
- прием (снятие груза);
- наличие свободной поверхности жидкого или сыпучего груза;
- подвешенный груз,
Подразумевается, что твердый штучный груз не смещается.
В первых двух случаях расчетной оценке подлежит не только изменение остойчивости (поперечной и продольной), но и посадки судна. При этом последовательность расчета подчиняется принципу наибольшей опасности: сначала оценивается изменение остойчивости, а потом посадки с учетом поправок к метацентрическим высотам.
Влияние переноса груза.
1. По вертикали (изменяется только аппликата ЦТ и, соответственно, МЦВ)
2. Поперек судна (появляется крен):
3. Вдоль судна (появляется дифферент) ;
Влияние приема (снятия) груза .
I. Груз принимается в точку, не вызывающую появления крена и дифферента, т.е. m (x = xf; y = 0; z )
2. Перенос поперек судна:
3. Перенос вдоль судна;
4. Изменение осадок носом и кормой:
Следует иметь в виду, что указанные зависимости справедливы для малого груза, т.е. не превышающего 10-12% от водоизмещения.
Влияние свободной поверхности:
Влияние подвешенного груза:
5. Виды ДСО и ДДО. Контроль правильности построения ДСО и ДДО
Вид ДСО судна определяется его начальной остойчивостью и архитектурно-конструктивным типом судна.
Используя свойство метацентрический высоты как первой производной плеча статической остойчивости по углу крена
можно получить три основных вида ДСО:
1) Диаграмма обычного типа:
2) S -образная диаграмма:
3) Диаграмма с отрицательной начальной остойчивостью;
Учет влияния закрытых надстроек, ящика (тронка) непроницаемого палубного груза дает диаграмму с двумя максимумами, что объясняется связью между qтохи углом входа палубы в воду.
На протяженность диаграмма существенно влияет надводный борт F, с увеличением которого увеличивается угол заката ДСО:
Контроль правильности построения ДСО осуществляется по начальной метацентрической высоте при соблюдении порядка расчета:
- из расчета нагрузки определяется
h= zт - zG
- по универсальной диаграмме или пантокаренам строится ДСО;
- на ДСО по оси углов крена откладывается I радиан, восстанавливается в этой точке перпендикуляр, и на нем в масштабе плеч откладывается h;
- вершина перпендикуляра соединяется прямой с началом координат.
Если эта прямая в пределах малых углов крена (q£ 10-12°) совпадает с ДСО (т.е. является касательной к ней в точке q = 0), то ДСО построена правильно.
Виды ДДО и правильность ее построения определяются свойствами интегральной кривой, которой является ДДО по отношению к соответствующей ДСО:
- устойчивое равновесие на ДСО соответствует минимуму ДДО;
- неустойчивое равновесие - максимуму;
- максимуму ДСО - точка перегиба ДДО .
Следует иметь в виду, что ДДО не имеет отрицательных плеч,
6. Требования Правил Регистра РФ к остойчивости морских транспортных судов
Основные требования к остойчивости судов регламентируются "Правилами классификации и постройки морских судов (часть IV "Остойчивость") Регистра РФ". Согласно им к диаграмме статической остойчивости предъявляются следующие требования:
На ДСО, построенных с учетом обледенения, q3 ³55°. Для судов ограниченного района плавания qт³25°, lт > 0,2 м.
Для относительно широких судов В/Д >2 (Д - высота борта, Б - ширина судна) разрешается иметь меньший угол заката ДСО, те.
где К - критерий погоды, определяемый ниже.
При В/Д > 2,5 и К > 1,5 в формуле для dq3берут В/Д = 2,5 и К = 1,5.
При этом qттоже снижается: qт* = 30° - 1/2 dq3
Для пассажирских судов регламентируется угол крена от скопления всех пассажиров на одном борту qпас< 10°. Этот угол не должен быть больше угла, при котором палуба входит в воду.
Остойчивость судна должна проверяться по критерию погоды :
здесь Мопр - опрокидывающий момент, определенный с учетом качки судна;
Мопр = loпрD
Мкр. дин ~ кренящий динамический момент от действия ветра;
где р - расчетное давление ветра, определяемое по приводимой в Правилах таблице в зависимости от района плавания судна, Sn- площадь парусности судна; ЦП судна; d- осадка.
Для судов, перевозящих зерно, хоть в одном из трюмов peгламентируются: угол крена от смещения зерна ; qs = 12° и остаточная площадь (см.рис.) А s> 0,075 рад.м.
В последнее время введена проверка остойчивости судна по критерию ускорения
где арасч - расчетное ускорение (в долях от g = 9,8 м/с2), определяемое по Правилам Регистра РФ в зависимости от размеров судна: h , q * ит.д.
7. Учет влияния свободных поверхностей на начальную остойчивость. Влияние свободных поверхностей на диаграмму статической остойчивости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.