Среднескоростные крупные суда даже с малой начальной остойчивостью движутся гораздо медленнее волн близкой им длины (L»l, С =1,25l1/2 >0,514 Vs) наибольшую опасность представляет усиленная бортовая качка, которая имеет резонанс именно на попутных курсовых углах (tк » tq)
Кроме того при периодическом изменении параметра остойчивости h0, когда волны обгоняют судно, происходит явление параметрического резонанса при условии tк = tq/2 (т.е при большей частоте качки), сопровождающееся большим ускорениями (ускорения пропорциональны квадрату частоты).
Временное снижение остойчивости крупных судов на попутном волнении также имеет место и может представлять опасность, если tк > 1/4 tq, то есть когда судно с пониженной остойчивостью успеет получить большое наклонение. Для выбора скоростей и курсовых углов на попутном волнении служит диаграмма А И.Богданова (см. рис.),где:
1 - опасная зона пониженной остойчивости tк > 1/4 tq ;
2 - зона усиленной бортовой качки в режиме основного резонанса на волне (l = L) tк = tq (±30% tq );
3 - зона параметрического резонанса tк = ½ tq (± 5% tq );
4,5 - зоны, безопасные при движении на попутном волнении
(l - рабочая точка в безопасной зоне 4).
Для судов малой длины (L ~ 20-50 м) на попутном волнении опасность представляет явление брочинг, характеризующееся захватом судна волной (при Vs > 1,3 L1/2), ухудшением управляемости вследствие дифферента на нос, повышения рыскливости, уменьшения эффективности руля, приводящих к резкому развороту судна поперек движения и к его опрокидыванию.
10. Влияние курса и скорости хода судна на бортовую и килевую качку на регулярном и нерегулярном волнении. Использование штормовых диаграмм для глубокой воды и для мелководья для выбора безопасных режимов движения в шторм
Амплитуды бортовой и килевой качки судна зависят от многих факторов: массы, размеров и формы корпуса судна, метацентрических высот h0и Н0 и частоты волнения, высоты и крутизны волн, а также скорости судна Vsи курсового угла волнения j . При выбранной судоводителем остойчивости и осадке судна ( h0и d) он имеет возможность управлять, в определенных пределах, амплитудами качки судна выбором скорости хода и курсового угла волнения. Воздействие на качку судна через эти параметры возможно вследствие того, что их изменение меняет кажущийся период волн tк, с которым происходит качка судна:
где l- длина волны, м;
С - истинная скорость волны, м с-1 (С = 1,25 l 1/2),
а амплитуды качки q0 и j0 существенно зависят от tк .
Если период tк находится в диапазоне (0,7 ¸ 1,3)tq, где tq- период свободных бортовых колебаний судна (tq = 0,8 B/ h01/2), то судно испытывает интенсивную качку при имеющейся метацентрической высоте h0. Наибольшие амплитуды ожидаются при выполнении условия резонанса по бортовой качке tк = tq ( h0 ).
Интенсивная килевая качка происходит, когда длина встречных волн составляет (0,3 - 0,5) L(при малых скоростях хода), при больших скоростях резонанс происходит при более длинных волнах при частоте волнения sк = (L/2pg)1/2 (c-1). На килевую качку оказывает заметное влияние продольный радиус инерции массы судна, определяемый распределением грузов по длине и наличием обледенения.
Для мелких судов резонанс по бортовой качке имеет место при лаговых курсовых углах, когда скорость хода практически не оказывает влияния на tк - . Для крупных транспортных судов (большие tq) резонанс по бортовой качке характерен дня кормовых курсовых углов. При этом условие резонанса может выполняться при трех значениях длины волны, поскольку уравнение tк= tqимеет два решения для lи кроме того судно может обгонять короткие волны (С = ±1,25 l1/2), что соответствует "кажущемуся" набеганию волн с другого борта j 1 = 180° + j .
На мелководье изменяются характеристики волн - длина и скорость распространения, поэтому резонанс по качке произойдет при другом сочетании скорости Vsи курсового угла j .
Для выбора курса и скорости судна в условиях волнения существуют штормовые диаграмма Ю.В.Ремеза для глубокой и мелкой зоны, а для кормовых курсовых углов (попутное волнение) - диаграмма Л.И.Богданова (см.рязд.9). Штормовая диаграмма позволяет оперативно определить резонансные сочетания скорости Vs , курсового угла jна глубокой и мелкой воде при заданной метацентрической высоте и зоны усиленной бортовой и килевой качки из условий tк = (0,7¸ 1,13) tq и tк = (0,7¸ 1,13) tj .
Для их использования следует одним из известных способов (рис.20) определять длину волны и кажущийся период волн tк .
По диаграмме Ю.В. Ремеза для глубокой воды можно решить задачу по определении длины волны по известным значениям скорости судна, курсового угла и кажущегося периода волн. Использование диаграммы А.И.Богданова для попутного волнения описано в разд.9.
11. Принципы умерения качки судна. Устройство, настройка и эффективность успокоителей качки различного типа
Качка различных видов является причиной различных негативных явлений при эксплуатации судна в условиях шторма. Умерение качки судна использованием различных судоводительских приемов (изменением скорости, курсового угла, посадки судна и его управлением) в ряде случаев не может обеспечить желаемых или требуемых параметров качки, поэтому судостроители в этих случаях устанавливают на судах успокоители качки (УК). УК по принципу работы могут быть разделены на пассивные и активные, которые требуют в процессе их использования вмешательства человека или непрерывного управления или управления специальными системами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.