Для управления процессами слеминга, заливаемости и виппинга используют способы изменения скорости судна и курсового угла, а также создания определенного дифферента и осадки судна. Ограничение брочинга возможно в результате выбора скорости хода в соответствии с имеющимися рекомендациями, необходимой балластировкой и посадкой. Обеспечение безопасности на попутном волнении достигается (при правильной и надежной загрузке судна) выбором скорости хода и курсового угла, исключаюших возможное уменьшение остойчивости и попадание судна в основной и параметрический резонанс по бортовой качке при соответствующем использовании диаграммы А.И.Богданова (разд.9) и т.д.
Важную роль при проведении всех перечисленных мероприятий, направленных на повышение эффективности судна в штормовых условиях и его безопасность, играют способы и опыт судоводителя в определении характеристик ветра и волнения в реальных условиях (разд.,20).
13. Область распространения ч.VПравил Регистра CCCP "Деление на отсеки". Знак непотопляемости в символе класса Регистра РФ. Требования к посадке и остойчивости поврежденного судна
Часть V Правил Регистра РФ "Деление на отсеки", регламентирующая непотопляемость, распространяется на суда следующих назначений и длин:
1. Пассажирские суда,
2. Транспортные класса УЛА и УЛ (длиной L³ 90 м при арктическом плавании),
3. Накатные судна длиной L³ 170 м,
4. Ледоколы (L³50 м),
5. Буксиры (L³ 40 м) и спасатели,
6. Нефтеналивные суда,
7. Химовозы,
8. Газовозы,
9. Суда, предназначенные для перевозки радиоактивных материалов.
Если судно удовлетворяет требованиям ч.V "Деление на отсеки", то к основному символу класса добавляются знаки [1] , [2] или [3], показывающие число смежных отсеков, при затоплении которых судно остается на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия.
Число затапливаемых отсеков зависит от числа пассажиров, категории ледовых условий, длины судна, его типа и конструктивных особенностей.
Требования к посадке и остойчивости поврежденного судна также зависят от типа судна и сводятся в основном к следующим:
1. h³0,05 м,
2. Угол крена до спрямления:
- q £ 15° у пассажирских судов;
- q £ 20° унепассажирских судов,
3. Угол крена после спрямления q £7° и q £12° у пассажирских судов с одноотсечной и двухотсечной непотопляемостью соответственно.
4. Диаграмма статической остойчивости должна иметь достаточную площадь участков с положительными плечами: lmах > 0,1м; протяженность q³30° при симметричном и q³20° несимметричном затоплении.
5. Аварийная ватерлиния должна проходить не выше 0,3 м опасных отверстий.
14. Состав и использование оперативной информации о непотопляемости
Под оперативной информацией о непотопляемости (ОИ) понимается документ, позволяющий в короткий срок получить оценку аварийной посадки и остойчивости судна при реальной загрузке ("на отход") и при конкретной аварии. В последнем случае капитану необходимо знать, останется ли судно на плаву при принятии надлежащих мер или его необходимо покинуть во избежание гибели людей.
Требования к ОИ морских судов содержатся в РД ММФ №3I.60.27 (28 и 29) (для различных типов судов). Согласно РД ОИ разрабатываются проектными организациями и содержат сведения о конструктивных особенностях судна, опасных отверстиях, мероприятиях по уменьшению аварийного крена и дифферента, а также комплект интерполяционных кривых и номограмм, позволяющих оперативно оценить аварийную посадку и остойчивость, время затопления и заполнить аварийный планшет.
Аварийный планшет представляет собой схему отсеков (продольный разрез и планы палуб) с указанием количества и рода груза, проницаемости, запасов плавучести и остойчивости Указанные сведения наносятся на планшет перед выходом в рейс. В зависимости от характера повреждения планшет позволяет в короткий срок оценить конечное состояние судна.
ОИ также должна содержать указание о наличии и устройстве управляемых и неуправляемых перетоков, осушительных и балластных систем, а также о порядке их использования.
15. Составляющие сопротивления воды движению судна, их физическая сущность и пути снижения
В судовых проектных документах, в частности в расчетах ходкости, встречаются следующие составляющие силы полного сопротивления среды движению судна;
R = Rтр + Rволн + Rф + Rвч + Ra ,
где Rтр- составляющая сопротивления трения;
Rволн - составляющая волнового сопротивления;
Rф - составляющая сопротивления формы;
Rвч - составляющая сопротивления выступающих частей;
Ra - аэродинамическое сопротивление.
Сопротивление трения Rтр зависит от числа Рейнольдса Re = VL/ν и представляет горизонтальную составляющую суммы касательных сил, возникающих при обтекании корпуса потоком при движении судна.
Волновое сопротивление Rволн зависит от числа Фруда и представляет горизонтальную составляющую от сил давления.
Сопротивление форма Rф зависит от числа Рейнольдса.
Rвч - сопротивление выступающих частей, т.е. скуловых килей, увеличивающих смоченную поверхность судна, а следовательно, сопротивление трения ахтерштевня, руля, шахт эхолота, гирокомпаса и др., увеличивающих сопротивление формы.
Ra- воздушное сопротивление, зависящее от числа Рейнольдса Ra= f (Re)и представляет сопротивление воздуха движению судна на сдаточных испытаниях при штилевой погоде.
В эксплуатации на судне дополнительно возникают следующие составляющие сопротивления ;
Rл - ледовое сопротивление;
Rмет-метеорологические сопротивления, т.е. сопротивление ветра и волнения;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.