Тестовые вопросы и задачи по теории и устройству судна: Методические указания по подготовке к Государственному квалификационному экзамену «Вахтенный помощник капитана» для специальности «Судовождение»

Страницы работы

Содержание работы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ   МОРСКАЯ  АКАДЕМИЯ

ИМ. АДМ. С.О.МАКАРОВА

Кафедра Теории и устройства судна

МЕТОДИЧЕСКИЕ   УКАЗАНИЯ

по подготовке к Государственному квалификационному экзамену

«Вахтенный помощник капитана»

для специальности «Судовождение», 24.00.02

Тестовые вопросы и задачи

по теории и устройству судна

Санкт-Петербург

2003 г.

                     С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………

Тестовые вопросы……………………………….

Примеры решения задач………………………..

Задача № 1……………………………………….

Задача № 2……………………………………….

Задача № 3……………………………………….

Задача № 4……………………………………….

Задача № 5……………………………………….

Задача № 6……………………………………….

Задача № 7……………………………………….

Задача № 8……………………………………….

Задача №9………………………………………..

Задача №10………………………………………..

Приложения………………………………………

Литература………………………………………

В В Е Д Е Н И Е

Настоящие Методические указания разработаны кафедрой «Теория и устройство судна в качестве пособия для подготовки к государственному квалификационному экзамену «Вахтенный помощник капитана». При разработке настоящих Методических указаний принимали участие начальник кафедры, д.т.н., профессор Кацман Ф.М., к.т.н., доцент Коваленко Б.П., к.т.н., доцент Ершов А.А.,  к.т.н., доцент Амфилохиев Л.Б., к.т.н., доцент Маковский А.Г.

Государственный квалификационный экзамен «Вахтенный помощник капитана» предназначен для проверки выпускников СВФ в объёме минимальных требований Кодекса ПДМНВ по функциям 1,2,3, и 7 на уровне эксплуатации и рекомендаций Модельного курса ИМО.

Экзамен по ТУС  проводится в 3 этапа:

1.  Самопроверка по предложенным тестовым вопросам по ТУС.

2.  Предварительное тестирование  по ТУС.

  1. Экзамен в ГЭК с учётом результатов предварительного тестирования по всем дисциплинам.

Данные Методические указания предназначены для самоподготовки по тестовым вопросам, выносимым на предварительное тестирование по кафедре ТУС. Тестовые вопросы и задачи построены по принципу наибольшего приближения к практической работе вахтенного помощника в рассматриваемой области.

В данном пособии содержатся примеры решения тестовых задач и задания для самостоятельной проработки. Для подготовки к тестированию необходимо самостоятельно решить предложенные задачи. Этот материал с другими исходными данными в полном объёме будет предложен на предварительном тестировании каждому экзаменуемому выпускнику СВФ.

Предварительное тестирование по Теории и устройству судна будет проходить в течение 3 часов в письменной форме без использования справочной и учебной литературы. Часть вопросов и задач может быть предложена и на тестировании по другим кафедрам (Управление судном и  Технологии перевозок), где вопросы Теории и устройства судна органично входят, как базовые, в эти дисциплины.

При самоподготовке по данным вопросам необходимо обратить внимание не только на свободное владение материалом, но и на умение применять основные расчётные формулы без использования справочной литературы при решении практических задач.

Большинство предложенных тестовых вопросов не выходит за рамки общего курса ТУС, изучавшегося на СВФ на 1, 3 и 4 курсах.

В данных Методических указаниях все необходимые вспомогательные материалы содержатся в Приложениях и основываются на проектах реальных судов. При проведении предварительного тестирования эти приложения будут предоставлены в распоряжение экзаменуемого в таком же виде для использования в работе.

Решение задач на предварительном тестировании оформляется на отдельных листах формата А4, имеющих печать и подпись председателя Комиссии. Результаты предварительного тестирования по кафедре ТУС оглашаются на следующий день после проведения тестирования и предъявляются в ГАК на третьем окончательном этапе, совместно с результатами тестирования по другим дисциплинам.

Вопросы

по кафедре Теории и устройства судна для Государственного квалификационного экзамена «Вахтенный помощник капитана» для специальности «Судовождение», 24.00.02

1. Составить каргоплан с использованием судовой документации.

2. Произвести контроль остойчивости судна при погрузке и выгрузке.

3. Построить и использовать диаграммы статической и динамической остойчивости для определения критерия погоды.

4. Использовать дополнительную информацию об остойчивости судна на попутном волнении.

5. Выбрать режим движения судна в условиях шторма с использованием диаграммы Ю.В.Ремеза.

6. Рассчитать начальную остойчивость судна при затоплении конкретного отсека первой и второй категории.

7. Решить задачу с диаграммой управляемости судна.

8. Оценить продольную прочность корпуса с использованием судовой документации.

9. Использовать диаграмму осадок носом и кормой при решении практических задач, связанных со снятием судна с мели.

10. Для конкретного судна дать названия элементов конструкции корпуса.

Задача № 1

Для сухогрузного судна т\х "Астрахань" распределить груз с различным удельно-погрузочным объёмом по грузовым помещениям, добавить запасы и определить координаты центра тяжести судна, параметры посадки, метацентрическую высоту.

Геометрические характеристики судна даны на листе Приложения № 1.

Диаграмма осадок носом и кормой приведена на Рис.1.1 (Приложение №1). Исходные данные для  загрузки судна приведены в Приложении №1, Таблица 1.1.

ПРИМЕР РАСЧЁТА:

1.  Массу каждого груза из данного варианта задания необходимо умножить на соответствующее ему значение удельно-погрузочного объёма и получить величину объёма груза. Сумма массы всех грузов, запасов и водоизмещения порожнём не должна превышать грузоподъёмности судна (26770 т), а суммарный объём груза – суммарной вместимости грузовых помещений (по Рис.1.2).

2.  Аппликаты центров тяжести грузов определяются с помощью Рис.1.2, а абсциссы приблизительно по продольному разрезу судна с использованием масштаба.

3.  Вычисляются статические моменты масс грузов, запасов и судна порожнём как произведения масс на  координаты их ЦТ, и заносятся в расчётную таблицу нагрузки судна (Пример в Табл.1.2.).

4.  Суммируются по вертикали значения масс составляющих нагрузки и статических моментов. К величине статического момента относительно основной плоскости необходимо прибавить поправку на влияние свободных поверхностей жидких запасов Мz  = 1124 тм.

5.  Вычисляются координаты ЦТ судна (с учетом поправки) Zg и Xg:

     Xg  = (m1 * X1 + m2 * X2 + m3 * X3 + …..) \ (m1 + m2 + m3 +..+ m0)

     Zg  = (m1 * Z1 + m2 * Z2 + m3 * Z3 + …..) \ (m1 + m2 + m3 +..+ m0)

6.  Определяется аппликата поперечного метацентра по Кривым элементов теоретического чертежа (Рис.1.3  Приложения №1) и находится исправленная на влияние жидких грузов начальная поперечная метацентрическая высота:

h испр   = Z m – Z g

7.  Используя диаграмму осадок носом и кормой (Рис.1.1), по величине водоизмещения судна  Р и по статическому моменту Мх определить осадку судна носом и кормой , а затем – среднюю осадку и дифферент судна:

Похожие материалы

Информация о работе