Пример 1.
(отсек второй категории)
В результате аварийного повреждения второго дна внутрь корпуса судна поступила фильтрационная вода, глубина которой в трюме достигла t = 0,8 м. Размеры трюма в плане: длина l = 30,0 м, ширина b = 22,0 м. Коэффициент проницаемости трюма m = 0,6. Высота двойного дна а = 1,5 м.
Элементы судна до аварии:
Водоизмещение ……………………………D = 19 200 т
Осадка средняя …………………………….d = 8,20 м
Площадь ватерлинии………………………S = 2850 м2
Начальная метацентрическая высота ……..h = 0,5 м
Найти остойчивость судна после аварии
Решение.
1. Объем и аппликата центра тяжести воды, поступившей в трюм:
2. Приращение средней осадки
dd = v / S = 317 / 2850 = 0,11 м
3. Центральный момент инерции свободной поверхности воды в трюме
4. Масса воды, поступившей в трюм
rv = 1,025 × 317 = 325 т
5. Приращение начальной метацентрической высоты
6. Новое значение начальной метацентрической высоты
h1 = h + dh = 0,5 - 0,74 = - 0,24м
В данном примере судно после аварии и поступления воды в трюм приобретает отрицательную начальную остойчивость.
Пример 2.
(отсек первой категории)
В результате касания мели судно получило пробоину в днище, вследствие чего была полностью заполнена ранее порожняя цистерна. Найти остойчивость судна после аварии
Элементы судна до аварии:
Водоизмещение ……………………………D = 19 200 т
Осадка средняя ……………………………..d = 8 ,20 м
Площадь ватерлинии………………………..S = 2850 м2
Начальная метацентрическая высота ………h = 0,5 м
Объем полностью затопленной цистерны…v = 500 м3
Аппликата центра тяжести объема
Полностью затопленной цистерны…………Z v = 1,5 м
Решение.
1. Приращение средней осадки судна
d d = v / S = 500 / 2850 = 0,18 м
2. Приращение начальной метацентрической высоты
3. Новое значение начальной метацентрической высоты
h 1 = h + dh = 0,5 + 0,15 = 0,65 м
В данном примере судно после аварии и поступления воды в трюм приобретает дополнительную положительную начальную остойчивость.
Задача №7
Решить задачу с диаграммой управляемости судна.
Рис.7.1
Пример.
Судно имеет диаграмму управляемости, изображенную на Рис.7.1.
vо=0,15
dоб= ±5о
v35=0,55
Длина судна по ВЛ 100 м
Определить диаметр самопроизвольной установившейся циркуляции судна с непереложенным рулем. Определить минимальный угол перекладки руля для одерживания судна при изменении курса. Определить диаметр установившейся циркуляции при угле перекладки руля 35 градусов.
1. Диаметр самопроизвольной установившейся циркуляции судна с непереложенным рулем
Dо = 2 * R = 2 * L / vо = 2 * 100 / 0,15 = 1333,3 м
2. Диаметр установившейся циркуляции при угле перекладки руля 35 градусов
D35 = 2 * R = 2 * L / v35 = 2 * 100 / 0,65 = 363,3 м
3. Минимальный угол перекладки руля для одерживания судна при изменении курса
êd ê ³ 5 о
Задача №8
Условие 8.1.
По диаграмме контроля общей прочности судна т\х «Астрахань» (рис. 8.1, Приложение 8) определить допустимое количество груза, которое можно дополнительно принять в трюм, расположенный на миделе (Хгр. = 0).
При этом должна обеспечиваться безопасность плавания судна в рейсе.
Исходные данные: Дедвейт судна =10 тыс.т. Дифферент = 0 м.
Момент “+МХ ” =130 тыс. т.м.
Варианты исходных данных для самостоятельных расчётов:
Дедвейт судна в диапазоне от 5 до 13 тыс .т.
Дифферент судна в диапазоне от – 2 до + 2 м.
Момент “+МХ ” в диапазоне от 50 до 150 тыс.тм.
Условие 8.2.
В окончательном каргоплане рабочая точка должна располагаться на ДКОП внутри разрешенной области, при этом необходимо обеспечить также допустимые для данного судна параметры остойчивости и дифферента. По диаграмме контроля общей прочности судна (Рис. 8.1) определить допустимое количество груза, которое можно выгрузить из трюма, расположенного на миделе (Хгр=0), чтобы обеспечить достаточную прочность судна в порту.
Исходные данные: Дедвейт судна =12 тыс.т. Дифферент = +1 м.
Момент “+МХ ” =130 тыс. т.м.
Варианты исходных данных для самостоятельных расчётов:
Дедвейт судна в диапазоне от 5 до 13 тыс.т
Дифферент судна в диапазоне от – 2 до + 2 м
Момент “+МХ ” в диапазоне от 50 до 150 тыс.т.м
Пример решения
Диаграмма контроля общей прочности (ДКОП) является индивидуальной для каждого судна. Она позволяет оценить прочность судна на изгиб в районе миделя. По оси абсцисс ДКОП откладывается водоизмещение судна или его дедвейт Δw , по вертикальной оси – величина условного изгибающего момента “+МХ ”.
Величины Δw и “+МХ” должны быть определены для конкретного случая загрузки судна. Они вычисляются по формулам :
Δw=Σ mi ; + Мx = Σ mi x i
В последней формуле учитываются моменты от всех составляющих нагрузки судна, расположенных в нос от миделя судна, т.е. при x i > 0 .
Оценка общей прочности должна обязательно производиться при соcтавлении каргоплана, когда предполагаемое распределение грузов по трюмам нужно корректировать с учетом обеспечения прочности. После составления предварительного каргоплана на ДКОП наносится рабочая точка, которая соответствует конкретным планируемым значениям Δw “+МХ” и дифферента судна. Если рабочая точка попадает в область диаграммы, где общая продольная прочность обеспечивается, то предварительный каргоплан можно считать удовлетворительным. При расположении рабочей точки вне разрешенной зоны общая прочность не обеспечивается и надо вносить коррективы в каргоплан.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.