Тестовые вопросы и задачи по теории и устройству судна: Методические указания по подготовке к Государственному квалификационному экзамену «Вахтенный помощник капитана» для специальности «Судовождение», страница 4

          Разрешенная область расположена на ДКОП между тремя линиями в верхней и тремя линиями в нижней части диаграммы (Рис.8.1). На каждой из этих линий указано, в каком случае возможно нарушение общей прочности судна (в порту, на рейде, в рейсе).

         Рабочая точка наносится на ДКОП следующим образом. На оси абсцисс при отсутствии дифферента находят значение заданного дедвейта. Затем по наклонной линии следуют до горизонтальной оси, соответствующей расчетному дифференту судна. Далее поднимаются вертикально вверх до значения расчетной величины   “+МХ ”.

        На Рис.8.1 в качестве примера представлена рабочая точка  А  для дедвейта Δw = 10 тыс.т, дифферент = - 2 м.,   “+МХ ” = 250 тыс.т м.

          Из рисунка видно, что точка А расположена между линиями, обеспечивающими прочность судна в рейсе и на рейде, т.е. при выходе в рейс судно может сломаться. Для избежания этого необходимо переместить точку А  внутрь разрешенной области.  Это можно сделать различными способами. Например, передвигая ее по горизонтали в точку  В  или по вертикали в точку С (см.Рис.8.1). Каждому передвижению рабочей точки соответствует конкретное перераспределение грузов на судне. Передвижение по горизонтали соответствует дополнительному приему груза на середину судна. Величина принимаемого груза равна разности абсцисс точек В  и  А. Передвижение вниз эквивалентно переносу грузов из носовых и кормовых помещений на мидель судна, при этом дифферент судна и его дедвейт не меняются.

Задача №9

Условие 9.1.

    По диаграмме осадок носом и кормы судна (Рис.1.1) определить величину реакции грунта  R   и продольную координату точки контакта судна с мелью ХМ.

Исходные данные:

              А) До посадки на мель:              осадка носом = 7,0 м.

                                                                    осадка кормой = 7,0 м.

              Б)  После посадки на мель:        осадка носом = 6,0 м.

                                                                    осадка кормой = 7,5 м.

.

                                                                                  R

                      d H                                                                                                                    d K

                                                             0                                                X

                                                                    ХМ

 

Варианты исходных данных для самостоятельных расчётов:

                   осадка носом в диапазоне от  5,0 до   8,0 м.

                   осадка кормой в диапазоне от  6,0 до   9,0 м.

Условие 9.2.

По диаграмме осадок носом и кормы судна (Рис.1.1) определить, как изменится реакция грунта  после откачки 500 т балласта из цистерны, расположенной на миделе судна.

Исходные данные:

А) До посадки на мель:              осадка носом = 7,0 м.

                                                      осадка кормой = 7,0 м.

 Б)  После посадки на мель:        осадка носом = 6,0 м.

                                                       осадка кормой = 7,5 м

Задача №10

Для судна, изображенного на Рис.10.1,  дать названия элементов конструкции корпуса (на русском языке), обозначенных цифрами. Названия конструктивных элементов можно найти в учебнике (1).

 


Рис.10.1

Перечень терминов и названий составных

 частей корпуса, используемых в тестовых задачах.


  1. горизонтальный киль
  2. скуловой пояс
  3. ледовый пояс
  4. ширстрек
  5. настил второго дна
  6. палубный стрингер
  7. отбойный лист
  8. платформа
  9. вертикальный киль
  10. стрингер
  11. полустрингер
  12. крайний междудонный лист
  13. карлингс
  14. водонепроницаемый флор
  15. сплошной флор
  16. бракетный флор
  17. рамный шпангоут
  18. поворотный щпангоут
  19. трюмый шпангоут
  20. твиндечный шпангоут
  21. бимс
  22. концевой бимс
  23. полубимс
  24. холостой бимс
  25. стойка
  26. шельф
  27. форштевень
  28. брештук
  29. ахтерштевень
  30. дейдвуд
  31. гельмпортовая труба
  32. рудерпост
  33. старнпост
  34. фальшборт
  35. планширь
  36. контрфорс
  37. комингс
  38. кница
  39. шпигат
  40. пиллерс
  41. скуловой киль
  42. шпор
  43. степс
  44. пяртенс
  45. ванты
  46. траверса
  47. стеньга
  48. салинг
  49. топ
  50. клотик
  51. тамбучина
  52. рудерпис
  53. баллер
  54. румпель
  55. клюз
  56. киповая планка
  57. роульс
  58. наметка
  59. кнехт
  60. привальный брус
  61. стопанкер
  62. верп
  63. веретено
  64. шток
  65. голова
  66. тренд
  67. шпиль
  68. брашпиль
  69. полубрашпиль
  70. турачка
  71. вымбовка
  72. цепная звездочка
  73. ленточный тормоз
  74. битенг
  75. топенант
  76. повернутый гак
  77. пентер-гак
  78. найтов
  79. бортблок
  80. талреп
  81. кран
  82. клапан
  83. клинкет
  84. захлопка
  85. кингстон
  86. бак
  87. ют
  88. полубак
  89. полуют
  90. квартердек
  91. медудонное пространство
  92. коффердам
  93. форпик
  94. ахтерпик
  95. твиндек

П Р И Л О Ж Е Н И Я:

П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1

Водоизмещение судна  и координаты ЦТ судна порожнём:  Рo = 8920, т, Zgo = 11,90 м, Xgo = - 16,58 м.

Вес запасов: Р зап = 2025, т

Координаты ЦТ запасов:  Zg зап = 5,84 м.,  Xg зап = - 15,1 м.

Поправка к статическому моменту   на влияние поверхностей жидких грузов:   Мz  = 1124 тм.

Варианты исходных данных:

                                                                                                    Таблица 1.1.

№ варианта

Вес груза, т

Уд.погр.об.м3\т

1

9600

1,35

2

12900

1,40

3

10000

1,38

4

11500

1,30

5

12000

1,45