Методические указания для подготовки к госэкзаменам по дисциплине "Теория и устройство судна"

Страницы работы

49 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

Ленинградское ордена Октябрьской Революции высшее инженерное морское училище имени адмирала СО.Макарова

КАФЕДРА ТЕОРИИ И УСТРОЙСТВА СУДНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ

ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ  К  ГОСЭКЗЛМЕНАМ

по дисциплине

ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА

Специальность 24.02 "Судовождение"

ЛЕНИНГРАД

I990

Методические указания разработаны доктором технических на­ук профессором КАЦМАНОМ Ф.М., кандидатом технических наук до­центом КОВАЛЕНКО Б.П., кандидатом технических наук доцентом                          КОННОВЫМ А.В., кандидатом технических наук АМФИЛОХИЕВЫМ JI.Б., кандидатом технических наук ЕРШОВЫМ А.А. Указания рассмотрены и утверждены к изданию на заседании кафедры теории и устройства судна. Протокол №7 от 7 марта 1990 года.


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….

5

1. Определение посадки и остойчивости судна при его загрузке с использованием отчетной документации…………………………………….

6

2. Международная конвенция о грузовой марке. Запас плавучести, грузовые марки и их виды……………………………………………………...

9

3. Назначение, состав и использование информации об остойчивости и прочности грузового судна……………………………………………………...

11

4. Влияние различных факторов на начальную остойчивость судна………

13

5. Виды ДСО и ДДО. Контроль правильности построения ДСО и ДДО…..

14

6. Требования Правил Регистра СССР к остойчивости морских транспортных судов……………………………………………………………

18

7. Учет влияния свободных поверхностей на начальную остойчивость. Влияние свободных поверхностей на диаграмму статической остойчивости

20

8. Порядок контроля остойчивости и общей продольной прочности судна в эксплуатации……………………………………………………………………

22

9. Изменение остойчивости судна при движении не попутном волнении. Выбор безопасных режимов движения судна в этих условиях…………….

24

10. Влияние курса и скорости хода судна на бортовую и килевую качку на регулярном и нерегулярном волнении. Использование штормовых диаграмм для глубокой воды и для мелководья для выбора безопасных режимов движения в шторм………………………………………………….

26

11. Принципы умерения качки судна. Устройство, настройка и эффективность успокоителей качки различных типов………………………

28

12. Влияние морского волнения на эксплуатацию судна. Способы избежания опасных режимов движения судна в шторм…………………..

30

13. Область распространения ч.IV Правил Регистра РФ «Деление на отсеки». Знак непотопляемости в символе класса Регистра РФ. Требования Правил Регистра РФ к посадке и остойчивости поврежденного судна……..

32

14. Состав и использование оперативной информации о непотопляемости морских судов в эксплуатации………………………………………………..

33

15. Составляющие сопротивления воды движению судна их физическая сущность и пути снижения……………………………………………………

34

16. Изменение ходкости судна при обрастании и коррозии. Влияние гидрометеорологических факторов на скорость судна………………………

Причины преднамеренного снижения скорости судна……………………..

38

17. Взаимодействие корпуса, гребного винта и средств управления (СУ) при торможении судна. Периоды пассивного и активного торможения судов с ВРШ и ВФШ…………………………………………………………

41

18. Ходкость и управляемость судна в условиях мелководья и при движении в канале……………………………………………………………

44

19. Диаграмма управляемости. Гидродинамический люфт. Построение диаграммы в натурных условиях. Влияние мелководья и посадки на диаграмму………………………………………………………………………..

46

20. Виды и параметры морского волнения. Способы визуальной оценки параметров волнения. Использование гидрометеорологической информации в эксплуатационных условиях………………………………….

48


Введение

Цель данных методических указаний помочь выпускникам судоводительского факультета подготовиться к Госэкзаменам по дисциплине «Теория и устройство судна». Разделы по ТУС включены в экзамен «Управление судном». Обычно в билетах содержатся 10-15 вопросов по разделам, изученным курсантами СВФ по дисциплине ТУС. Освоение этих разделов согласно программе обучения происходит на III курсе. Часть вопросов, связанных с непотопляемостью, изучается в начале IV курса.

Как показывает опыт приема госэкзамена, у выпускников СВФ на VI курсе остаются только основы знании по дисциплине ТУС.

          В настоящих указаниях даны краткие ответы на вопросы по дисциплине ТУС. Эти вопросы содержатся в билетах, ГЭК и могут быть заданы в качестве дополнительных. Краткость ответов предполагает знакомство выпускников СВФ с основами курса ТУС. Более подробные ответы могут быть найдены в учебниках и моногра­фиях по дисциплине ТУС.


I. Определение посадки   и   остойчивости судна при его загрузке                                   с  использованием  отчетной  документации

Расчет посадки и остойчивости судна при его загрузке выполняется при помощи документов, содержащихся в «Информации об остойчивости (см.п.З) судна для капитана».

Предварительно составляется таблица весовой нагрузки судна. Для ее заполнения (табл. I) необходимо знать количество груза в каждом трюме –                   mi(т) и удельно-погрузочные объемы этих грузов - µi, 3/т). Перемножая эти величины, можно определить объемы грузов в каждом трюме ui = mi µi. Аппликаты ЦТ грузов zi находят по зависимостям  zi= f (ui) , которые приведены в информации по остойчивости или даны в виде специальных шкал на продольном сечении каждого трюма.

                                                                                                              Таблица 1

                                  Весовая нагрузка судна

Статьи нагрузки

mi  т

 xi , м

 zi, м

Mxi, тм

Mzi, тм

Судно порожнем*

Команда, снабжение

Груз в трюме №1

№2

Судовые запасы

Сумма

D=å mi

Mx

Mz

    *В некоторых информациях не требуется вычислять строчку «Судно порожнем», т.к. все зависимости и графики построены для дедвейта судна   Dw.

Похожие материалы

Информация о работе