Приведем без доказательства теоремы о числе решений задачи ЛП.
Теорема 1.8 (признак единственности оптимального плана). Задача ЛП (1.15), (1.16) имеет единственный оптимальный план, если для любого вектора , не входящего в базис.
Теорема 1.9 (признак существования бесконечного числа оптимальных планов). Задача ЛП (1.15), (1.16) имеет бесконечное число оптимальных планов, если хотя бы для одного вектора условий , не входящего в базис.
Теорема 1.10 (признак отсутствия оптимального плана).
Задача ЛП (1.15), (1.16) не имеет оптимального плана в силу неограниченности целевой функции на допустимом множестве, если для какого-либо вектора условий с оценкой , не удовлетворяющей условиям оптимальности, среди его координат , , нет положительных, т.е. в задаче на минимум существует вектор такой, что и ; в задаче на максимум существует вектор такой, что и .
1.9. Алгоритм симплекс-метода
1. Привести задачу ЛП к каноническому виду.
2. Найти начальный опорный план с единичным базисом. Если система уравнений связи (1.16) не имеет единичного базиса, то привести ее к виду (1.37) с единичным базисом. Если начальный опорный план отсутствует, то задача не имеет решения (из-за несовместности системы ограничений).
3. Составить первоначальную симплекс-таблицу (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Номера базисных векторов |
… |
|||||
… |
||||||
… |
||||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
||||||
… |
||||||
… |
4. Проверяем условия оптимальности (теоремы 1.6 – 1.10).
Если условия оптимальности выполняются, то – оптимальный план; если не выполняются, то переходим к другому опорному плану . Для этого находим разрешающий элемент – элемент , индексы и которого определяют номера соответственно выводимого из базиса вектора и вводимого вместо него .
5. Выбор разрешающего столбца (номера вводимого в базис вектора):
а) если в строке оценок (последняя строка симплекс-таблицы) оценка не удовлетворяет условию оптимальности ( в задаче на минимум и в задаче на максимум), то – искомый номер столбца.
б) если в строке оценок несколько оценок не удовлетворяют условию оптимальности, например , , …, , , то находим
(в задаче на минимум),
(в задаче на максимум).
Тогда – номер разрешающего столбца.
6. Выбор разрешающей строки (номера вектора, который выводится из базиса):
а) если в выбранном разрешающем столбце имеется единственный положительный элемент , то – искомый номер разрешающей строки, а – разрешающий элемент;
б) если в -м столбце более одного положительного элемента, т.е. ,…,, , то
, где .
Тогда – номер разрешающей строки, а – разрешающий элемент, с помощью которого строится новая симплекс-таблица.
7. Построение новой таблицы.
В первом столбце таблицы число заменяется числом . В третьем столбце координата вектора заменяется числом . Все элементы разрешающей -й строки начиная с четвертого столбца делятся на разрешающий элемент , т.е. заменяются числами , .
В результате этой операции в разрешающем столбце на месте разрешающего элемента получится 1. Затем с помощью элементарных преобразований над строками таблицы получаем нули в разрешающем столбце на месте всех остальных элементов. Этим преобразованиям отвечают вычисления новых значений элементов таблицы по так называемому правилу прямоугольников
(1.42)
8. Проверка оптимальности нового плана.
По формулам (1.40) и (1.41) вычисляются величины и , . Затем проводится анализ построенной симплекс-таблицы в соответствии с критериями, зафиксированными в теоремах 1.6 – 1.10.
Пример 1.5. Решить задачу ЛП.
Решение. В системе ограничений задачи два неравенства. Для приведения задачи к каноническому виду вводим вспомогательные неотрицательные переменные и , соответственно прибавляя к левой части первого неравенства и вычитая из левой части третьего неравенства в системе ограничений. Получим задачу
(1.43)
(1.44)
Для построения единичного базиса и начального опорного плана приведем систему ограничений (1.44) методом Гаусса-Жордана к равносильной разрешенной форме
.
Полученная равносильная система уравнений связи
содержит единичный базис .
Составим первую симплекс-таблицу (табл. 1.3).
Таблица 1.3
¯5 |
2 |
-1 |
0 |
0 |
||||
4 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
||
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
||
5 |
8 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|||
6 |
3 |
2 |
1 |
0 |
0 |
|||
-2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
Вычисляем значения , , , по формуле (1.40). Это эквивалентно вычислению скалярных произведений , , …, . Так, например,
,
,
,
………………………………
.
Эти результаты заносятся в предпоследнюю строку таблицы. В последней строке таблицы содержатся значения :
, , ,
, .
Построенный начальный опорный план доставляет целевой функции значение . Оно не является оптимальным, поскольку среди есть отрицательное значение (теорема 1.7), а в столбце координат вектора есть положительные величины и .
Найдем теперь номер разрешающей строки и разрешающий элемент . В соответствии с пунктом 6,б, алгоритма, приведённого в разделе 1.9, вычисляем
, .
Поскольку , то и . Это означает, что в базис нужно ввести вектор , а вывести .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.