Пример 1.10. В условиях предыдущего примера перейти к новому допустимому плану.
Решение. Наименьшее значение в ограничениях правой части двойственной задачи достигается в клетке (3,1) (табл.1.9). Строим цикл (3,1), (3,3), (2,3), (2,1). При этом
.
Целевая функция уменьшится на 7 единиц, если увеличится на единицу. Новый план примет вид табл. 1.10.
Таблица 1.10
100 |
80 |
90 |
80 |
||
80 |
2 80 |
1 -7 |
3 -3 |
4 -8 |
0 |
120 |
4 7 |
3 80 |
1 20 |
7 0 |
-5 |
150 |
5 20 |
8 -3 |
9 50 |
15 80 |
3 |
2 |
8 |
6 |
12 |
Потенциалы равны
, , ,
, , , .
Проверка на оптимальность приводит к неравенствам
, , , , , ,
, , , , , ,
которые показывают, что и этот план не оптимален.
Замечание. Очевидно, из всех циклов следует использовать только те, которые приводят к наискорейшему убыванию целевой функции. В данном случае таковым является цикл (2,2), (2,4), (3,4), (3,2), поскольку он приводит к уменьшению значения целевой функции на единиц.
В конце каждого шага проверяется условие, что потенциалы (переменные двойственной задачи) являются решениями этой задачи.
Пусть на некотором шаге получен очередной план и найдены потенциалы для этого плана. Положительность всех оценок означает, что найденный план оптимален.
Пример 1.11. Для транспортной задачи, решение которой дается в таблице, проверить условие оптимальности.
Таблица1.11
100 |
80 |
90 |
80 |
|
80 |
2 ¾ |
1 0 |
3 ¾ |
4 80 |
120 |
4 ¾ |
3 30 |
1 90 |
7 ¾ |
150 |
5 100 |
8 50 |
8 ¾ |
15 ¾ |
Решение. Найдем потенциалы двойственной задачи:
, , , ,
, ,
, , ,
, , , .
Проверим выполнение оставшихся ограничений двойственной задачи:
, , , ,
, , , ,
, , , ,
, .
Все неравенства верны, следовательно:
1) , , , ,
, , , ,
, , , –
решения исходной задачи. Целевая функция будет равна
;
2) , , , , , , – решения двойственной задачи.
2. РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Задача 1. Решить графически задачу линейного программирования с двумя переменными:
Решение. Построим область допустимых решений (планов) системы неравенств. Для этого, заменив неравенства в условии задачи на равенства, получим уравнения пяти прямых, образующих границу области допустимых решений:
Построим эти прямые и штриховкой отметим полуплоскости, отвечающие каждому неравенству. Областью допустимых решений (планов) в данном случае является выпуклый пятиугольник (см. рис. 2.1). Далее, в той же системе координат строим вектор , перпендикулярный к линиям уровня .
Рис. 2.1
Прямая, проходящая через начало координат перпендикулярно к вектору , представляет собой линию уровня, соответствующую значению . Перемещение этой прямой параллельно самой себе в направлении вектора приводит к увеличению целевой функции до тех пор, пока она будет иметь общие точки с областью допустимых решений. Последней общей точкой будет угловая точка С пятиугольника допустимых решений. Этому положению линии уровня и соответствует . Для нахождения координат точки необходимо решить систему уравнений граничных прямых (1) и (3):
В результате получим искомое решение . Подставив значения и в функцию , найдём .
Ответ: .
Задача 2. Решить задачу линейного программирования симплекс-методом:
Решение. Так как система ограничений задана смешанно (есть как уравнения, так и неравенства), то приведем ее к системе уравнений. Для этого введем новые неотрицательные переменные и , тогда получим следующую систему уравнений:
(2.1)
Применяя элементарные преобразования строк для расширенной матрицы этой системы, приведем систему уравнений (2.1) к единичному базису, то есть построим начальный опорный план. Преобразования нужно проводить таким образом, чтобы элементы последнего столбца (то есть свободные члены системы (2.1)) были бы неотрицательны. В данном случае процесс преобразования следующий:
Таким образом, система (2.1) преобразуется к виду:
Переменные и будут свободными, а , и - базисными. Полагая , получаем начальный опорный план: .
Эти данные заносим в симплекс-таблицу.
№ |
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
||
4 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
-3/5 |
0 |
0 |
2/5 |
3 |
0 |
1 |
0 |
7/5 |
1 |
0 |
-3/5 |
3 |
1 |
4/5 |
1 |
0 |
-1/5 |
||
0 |
-16/5 |
0 |
0 |
-1/5 |
Так как в строке есть отрицательные оценки и , то решение не является оптимальным [в силу того, что функция в данном случае максимизируется]. Поэтому с помощью симплекс-метода нужно улучшить решение, то есть найти другое решение, при котором значение функции будет больше найденного .
Определим, введение какой из переменных – или – приведет к большему приращению целевой функции, которое находится по формуле:
,
где – номер переменной, вводимой в базис, – соответствующая оценка в строке , при , – свободные члены, – коэффициенты основной матрицы, – номер переменной, выводимой из базиса.
Вычисляем значение параметра для переменных и :
при ,
при .
Находим возможные приращения целевой функции при введении в базис каждой из переменных или и определяем наибольшее из них:
при .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.