Пример 1.10. В условиях предыдущего примера перейти к новому допустимому плану.
Решение. Наименьшее значение в ограничениях правой части двойственной задачи достигается в клетке (3,1) (табл.1.9). Строим цикл (3,1), (3,3), (2,3), (2,1). При этом
.
Целевая функция уменьшится на 7 единиц, если увеличится на единицу. Новый план примет вид табл.
1.10.
Таблица 1.10
100 |
80 |
90 |
80 |
||
80 |
2 80 |
1 -7 |
3 -3 |
4 -8 |
0 |
120 |
4 7 |
3 80 |
1 20 |
7 0 |
-5 |
150 |
5 20 |
8 -3 |
9 50 |
15 80 |
3 |
2 |
8 |
6 |
12 |
Потенциалы равны
,
,
,
,
,
,
.
Проверка на оптимальность приводит к неравенствам
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
которые показывают, что и этот план не оптимален.
Замечание.
Очевидно, из всех циклов следует использовать только те, которые приводят к
наискорейшему убыванию целевой функции. В данном случае таковым является цикл
(2,2), (2,4), (3,4), (3,2), поскольку он приводит к уменьшению значения целевой
функции на единиц.
В конце каждого шага проверяется условие, что потенциалы (переменные двойственной задачи) являются решениями этой задачи.
Пусть на некотором шаге получен очередной план и найдены
потенциалы для этого плана. Положительность всех оценок означает,
что найденный план оптимален.
Пример 1.11. Для транспортной задачи, решение которой дается в таблице, проверить условие оптимальности.
Таблица1.11
100 |
80 |
90 |
80 |
|
80 |
2 ¾ |
1 0 |
3 ¾ |
4 80 |
120 |
4 ¾ |
3 30 |
1 90 |
7 ¾ |
150 |
5 100 |
8 50 |
8 ¾ |
15 ¾ |
Решение. Найдем потенциалы двойственной задачи:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Проверим выполнение оставшихся ограничений двойственной задачи:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Все неравенства верны, следовательно:
1) ,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
–
решения исходной задачи. Целевая функция будет равна
;
2) ,
,
,
,
,
,
–
решения двойственной задачи.
2. РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Задача 1. Решить графически задачу линейного программирования с двумя переменными:
Решение. Построим область допустимых решений (планов) системы неравенств. Для этого, заменив неравенства в условии задачи на равенства, получим уравнения пяти прямых, образующих границу области допустимых решений:
Построим эти прямые и штриховкой
отметим полуплоскости, отвечающие каждому неравенству. Областью допустимых решений
(планов) в данном случае является выпуклый пятиугольник (см.
рис. 2.1). Далее, в той же системе координат строим вектор
, перпендикулярный к линиям уровня
.
Рис. 2.1
Прямая, проходящая через начало координат перпендикулярно
к вектору , представляет собой линию уровня,
соответствующую значению
. Перемещение этой
прямой параллельно самой себе в направлении вектора
приводит
к увеличению целевой функции
до тех пор, пока
она будет иметь общие точки с областью допустимых решений. Последней общей
точкой будет угловая точка С пятиугольника допустимых решений. Этому положению
линии уровня и соответствует
. Для нахождения
координат точки
необходимо решить систему
уравнений граничных прямых (1) и (3):
В результате получим искомое решение . Подставив значения
и
в
функцию
, найдём
.
Ответ: .
Задача 2. Решить задачу линейного программирования симплекс-методом:
Решение. Так как система ограничений задана смешанно (есть как
уравнения, так и неравенства), то приведем ее к системе уравнений. Для этого
введем новые неотрицательные переменные и
, тогда получим следующую систему
уравнений:
(2.1)
Применяя элементарные преобразования строк для расширенной матрицы этой системы, приведем систему уравнений (2.1) к единичному базису, то есть построим начальный опорный план. Преобразования нужно проводить таким образом, чтобы элементы последнего столбца (то есть свободные члены системы (2.1)) были бы неотрицательны. В данном случае процесс преобразования следующий:
Таким образом, система (2.1) преобразуется к виду:
Переменные
и
будут
свободными, а
,
и
- базисными. Полагая
, получаем начальный опорный план:
.
Эти данные заносим в симплекс-таблицу.
№ |
|
|
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|||
4 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
-3/5 |
0 |
0 |
2/5 |
3 |
0 |
1 |
0 |
7/5 |
1 |
0 |
-3/5 |
|
3 |
1 |
4/5 |
1 |
0 |
-1/5 |
|
|
0 |
-16/5 |
0 |
0 |
-1/5 |
Так как в строке есть
отрицательные оценки
и
,
то решение
не является оптимальным [в силу того,
что функция
в данном случае максимизируется].
Поэтому с помощью симплекс-метода нужно улучшить решение, то есть найти другое
решение, при котором значение функции
будет
больше найденного
.
Определим, введение какой из переменных – или
– приведет к большему приращению
целевой функции, которое находится по формуле:
,
где – номер переменной, вводимой в
базис,
– соответствующая оценка в строке
,
при
,
–
свободные члены,
– коэффициенты основной
матрицы,
– номер переменной, выводимой из
базиса.
Вычисляем значение параметра для переменных
и
:
при
,
при
.
Находим возможные приращения целевой функции при
введении в базис каждой из переменных или
и определяем наибольшее из них:
при
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.