Идентификация выделенной культуры. Идентификация микробов – определение систематического положения выделенной из материала культуры до вида и варианта. Первым условием надежности идентификации является безусловная чистота культуры. Для идентификации микробов используют комплекс признаков: морфологические (форма, размеры, наличие жгутиков, капсулы, спор, взаимного расположения в мазке), тинкториальные (отношение к окраске по Граму или другим методам), химические (соотношение гуанина+цитозина в молекуле ДНК), культуральные (питательные потребности, условия культивирования, темп и характер роста на различных питательных средах), ферментативные (расщепление различных веществ с образованием промежуточных и конечных продуктов), серологические (антигенная структура, специфичность), биологические (вирулентность для животных, токсигенность, аллергенность, влияние антибиотиков и др.).
Пробирки с посевами вынимают из термостата, изучают характер роста на скошенном агаре, убеждаются, что в пробирках получен рост одной культуры, отмечают характер налета по цвету, прозрачности.
Рост на скошенном агаре может быть сухим, влажным, ползучим, складчатым, пигментированным. Чтобы убедиться в чистоте культуры из культуры готовят мазок и окрашивают по Граму.
Для биохимической дифференциации изучают способность бактерий сбраживать углеводы с образованием промежуточных и конечных продуктов, способность разлагать белки и окислительно-восстановительные ферменты.
Для изучения сахаролитических ферментов выделенные культуры засевают в пробирки с полужидкими средами, содержащими лактозу, глюкозу. На полужидкие среды посев делают уколом в глубину среды. При посеве уколом пробирку со средой держат под наклоном, вынимают пробку, обжигают край пробирки. Материал забирают стерильной петлей и прокалывают ею столбик питательной среды почти до дна.
Для определения протеолитических ферментов выделенную культуру засевают на пептонную воду или МПБ. Для этого в руку берут пробирку с посевом ближе к себе, а пробирку со средой - дальше от себя. Обе пробирки открывают одномоментно, захватив их пробки мизинцем и краем ладони, обжигают края пробирок, прокаленной охлажденной петлей захватывают немного культуры и переносят во вторую пробирку, растирают в жидкой среде на стенке пробирки и смывают ее средой.
При
посевах и пересевах внимание должно быть обращено на соблюдение правил
стерильности, для того, чтобы не загрязнять свои посевы посторонней
микрофлорой, а также не загрязнять окружающую среду. Пробирки маркируют и
помещают в термостат для инкубирования
на
сутки.
Четвертый этап
Учет результатов. Заключение по исследованию.
Учитывают результаты идентификации и по совокупности полученных данных, опираясь на классификацию и характеристику типовых штаммов, описанных в руководстве (определитель Берджи, 1994-1996 гг.), определяют вид выделенных культур.
Выполненная работа оформляется в виде протокола по схеме:
Протокол исследования материала (задача № ………)
1-й день. Посев материала на пластинчатый агар петлей параллельными штрихами. Посев в термостат на сутки.
2-й день. Исследование колоний и их характеристика.
Таблица 6. Характеристика роста исследуемых культур
Признаки колоний |
колония 1 |
колония 2 |
Макроскопические: прозрачность размер форма характер поверхности цвет |
||
Микроскопические: характер края структура |
||
Консистенция |
Приготовление мазков из колоний, окраска по Граму
Колония 1
Колония 2
Оставшуюся часть колонии пересевают на скошенный агар для выделения чистой культуры. Посевы на сутки в термостат при 37°С.
3-й день. Идентификация чистой культуры
Характер роста на скошенном агаре
Колония 1
Колония 2
Окраска по Граму, чистота культура
Колония 1
Колония 2
Посев культуры на среды с лактозой, глюкозой и МПБ. Посевы на сутки в термостат при 37°С.
4-й день. Учет результатов. Заключение по исследованию.
Таблица 7. Характеристика типовых штаммов, входящих в задачи.
Вид микробов |
Ф о р м а |
Окраска по Граму |
К а п с у л а |
Ж г у т и к и |
С п о р а |
Пестрый ряд |
|||
Л а к т о з а |
Г л ю к о з а |
МПБ |
|||||||
И н д о л |
Се- ро- во- до- род |
||||||||
E. coli |
пал |
отр |
- |
+ |
- |
КГ |
КГ |
+ |
- |
S. aureus |
кокк |
пол |
- |
- |
- |
- |
К |
- |
+ |
Kl. pneumoniae |
пал |
отр |
+ |
- |
- |
КГ |
КГ |
- |
- |
B. cereus |
пал |
пол |
- |
+ |
+ |
- |
К |
- |
+ |
Sarcina |
кокк |
пол |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 8. Характеристика выделенных культур |
|||||||||
Колония 1 |
|||||||||
Колония 2 |
Вид микроба колонии 1 ………………………………………………….
Вид микроба колонии 2 ………………………………………………….
Вывод: из исследуемого материала выделены культуры …………….
ЗАНЯТИЕ 8
ТЕМА: ФЕРМЕНТЫ. ФЕРМЕНТАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ БАКТЕРИЙ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
План занятия
1. Ферменты бактерий
2. Изучение сахаролитических ферментов бактерий
3. Изучение протеолитических ферментов бактерий
4. Использование ферментативной активности бактерий для идентификации микроорганизмов
Цель занятия: Ознакомить студентов с характеристикой бактериальных ферментов, использованием их для идентификации возбудителя, а также в практической деятельности человека
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.