Рис. 5. Кривая изменения потока в воздушном зазоре индукторного генератора
Это является основным недостатком индукторных машин, так как при
одинаковой загрузке магнитопровода ()использование
потока в самом лучшем случае (при
) не превышает
0,5. Как правило,
и коэффициент использования
потока составляет
.
Частота выходного напряжения индукторных машин f определяется числом зубцов ротора и
частотой вращения n:
, т.е. зубец и впадина на
роторе образуют пару полюсов. Для уменьшения магнитных потерь и улучшения
формы кривой напряжения зубцы ротора скашивают (обычно на 0,6 – 0,75
зубцового деления статора), при этом значения
и
Фтах соответственно увеличиваются и уменьшаются, а действующее
значение ЭДС при холостом ходе и последовательном соединении катушек
уменьшается:
К достоинствам индукторного генератора относят простоту и надежность конструкции, технологичность, хорошую регулируемость, возможность работы в агрессивных средах и при повышенных частотах вращения. Недостатки генератора связаны со следующими основными факторами.
1. Относительная низкая степень использования активных материалов., так как магнитный поток изменяется только по значению. Из-за этого при прочих равных условиях масса индукторного генератора оказывается больше массы классического синхронного генератора на 40- 60 %.
2. Высокий коэффициент искажения кривой напряжения, достигающей 20% (у синхронных генераторов он не превышает 10%).
3. Сравнительно большое изменение напряжения при изменении нагрузки
Перечисленные недостатки с применением других конструкций (двухпакетной или разноименно- полюсной) снижаются незначительно. На самолетах подобные генераторы использовались лишь в маломощных электромашинных преобразователях серии МА.
Примером практического применения в авиационных СЭС генераторов с неподвижными обмотками
якоря и возбуждения являются электромеханические преобразователи с внутризамкнутым магнитопро-водом типа «сексин».
Генераторы с внутризамкнутым магнитопроводом типа сексин могут иметь либо одностороннюю, либо двустороннюю систему возбуждения. Эскиз конструкции «сексина» с односторонней системой возбуждения показан на рис. 6. На статоре электромеханического преобразователя в пазах шихтованного цилиндрического сердечника 2 размещаются обмотка якоря 1, кольцевая обмотка возбуждения 5 и охватывающая ее скоба 6 из магнитомягкой стали. Корпус 3 выполнен немагнитного материала.
Ротор генератора имеет шесть полюса северной полярности 8 объединены ступицей 7, напрессованной на вал. Полюсы южной полярности представляют собой систему полого цилиндра 4 с тремя полюсными наконечниками 9. Цилиндр закреплен на ступице (втулке) 7 с помощью диамагнитных ребер.
Внешние стороны выступов 8 и 9 через рабочий зазор примыкают к якорю, а скоба 6
отделена дополнительными конструктивными зазорами
и
от втулки 7 и цилиндра 4. Расстояние
между выступами 8 и 9 много больше зазоров
,
и
.
Втулка 7, выступы 8 и 9, цилиндр 4 изготовлены из магнитомягкой стали,
а пространство между ними залито прочным немагнитным сплавом 10. Вал машины
может выполняться из магнитной стали и служить магнитопроводом. Магнитный поток
,созданный обмоткой возбуждения, замыкается
по пути с наибольшей магнитной проводитмостью: скоба 6 — зазор
, — втулка 7 — выступы
8 – зозор
— якорь 2 — зозор
— выступы 9—цилиндр
4 — зазор
— скоба 6.
Рис. 13. Эскиз конструкции синхронного генератора с внутризамкнутым потоком и односторонним размещением обмотки возбуждения
На рис. 7 показана конструкция генератора: «сексин» с двусторонней системой возбуждения»: В отличие от предыдущей конструкции ротор: рассматриваемого генератора представляй собой цилиндр 4 из магнитомягкой стали, в центральной части которого имеются прорези (окна) в форме шестиугольника, куда вставляются выступы 7 такой же формы.
Поток, создаваемый закрепленной в скобах 6 кольцевой обмоткой
возбуждения 5, замыкается по контуру: магнитомягкая скоба 6 -технологический
воздушный зазор- выступы 7 - рабочий воздушный зазор
-якорь 2 - зазор
- цилиндр 4 - технологический зазор
- скоба 6.
Таким образом, при показанных на рис.7 направлениях токов обмоток возбуждения одна группа полюсов (северная) образована наружными выступами 7, а вторая (южная) — центральными участками цилиндра 4 между окнами. Для того чтобы основная часть магнитного потока замыкалась через якорь, зазоры 8 между выступами 7 и цилиндром 4 (они обычно заливаются немагнитным сплавом) должны значительно превышать двойную длину рабочего зазора.
Генераторы с внутризамкнутым потоком имеют значительные потоки рассеяния (коэффициенты рассеивания потока достигают 1.5—1,6), при этом из-за несимметрии магнитной системы индукции в рабочем воздушном зазоре под северными и южными полюсами могут различаться. Это обстоятельство вызывает несимметрию кривой ЭДС и наличие постоянной составляющей потока, которая не участвует в электромеханическом преобразовании энергии и загружает магнитопров. Из-за большого рассеяния внешние характеристики генераторов типа «сексин» получаются крутопадающими, а их относительная масса оказывается на 15-30% больше относительной массы классических синхронных генераторов той же мощности. Из-за больших потоков рассеяния индуктивное продольное сопротивление «сексина» велико и его внешние характеристики имеют сильный наклон, что затрудняет стабилизацию выходного напряжения. Рациональная область использования сексинов по мощности - 3-10 кBA.Достоинствами «сексинов» являются надежность, способность выдерживать высокие температуры нагрева, возможность исполь-зования с высокоскоростным приводом и др.
Рис. 14. Эскиз конструкции генератора типа «сексин» (а) и Развертка наружной поверхности его ротора (б)
Необходимость применения наряду с общепринятой для генераторов этой серии воздушной системы еще и испарительной объясняется тем, что при увеличении высоты полета резко снижается плотность окружающей воздушной среды, что ведет к уменьшению весового расхода воздуха, продуваемого через генератор. Кроме этого, при увеличении скорости полета существенно возрастает адиабатическое сжатие воздуха в каналах воздухозаборника самолета. Это влечет за собой повышение температуры используемого для охлаждения воздуха и резкое возрастание затрат мощности на осуществление продува.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.