Авиационные бесконтактные генераторы и бесконтактные вентильные электродвигатели, страница 12

генератора примерно 140—150°С, на выходе 160—170°С. Удельный расход масла составляет примерно 2,2 л/мин на 1 кВт потерь. Генератор, показанный на Рисунке 22, имеет лишь один подшип­ник на правом конце полого вала, другой конец вала сопрягается непосредственно с гидроприводом генератора, обеспечивающим постоянство частоты вращения (для изображенного генератора п=12000 об/мин). Масло для гидропривода и системы-охлаждения генератора одно и то же. Такое органическое объединение гидро­привода и генератора, называемое интегральным приводом-гене­ратором, позволяет создать бесконтактные синхронные генераторы с минимальными удельными массами, в не­сколько раз меньшими, чем у аналогичных генераторов с воздуш­ным охлаждением.  В нерабочем состоянии (при пе­ревозке) вал фиксируется с помощью вспомогательной крышки. Хорошие массогабаритные показатели БСМ с ВВ могут быть  обеспечены при испарительном охлаждении, когда на теплонапряженные элементы подается хладагент с высокой теплотой парообразования (вода,  спиртоводяная   смесь и др.)БСГ с ВВ могут применяться в автономных бортовых энергоустановках   большой  мощности. Перспективы совершенствования мощных бортовых БСГ с ВВ связаны с использованием сверхпроводниковой обмотки возбуж­дения, помещенной в криостате на роторе. В целом БСМ с ВВ являются одним из наиболее рациональных типов БЭМ, так как они обладают хорошими массогабаритными  показателями,   обеспечивают  регулирование  выходного   напряжения  в  широких  пределах  и  высокий  уровень  его  стабилизации,  имеют минимальные мощности управления  W  .Общие  недостатки BCГ  c ВВ связаны со сложной  электрической схемой и наличием на роторе обмоток,  полупроводниковых  вентилей, защитных элементов, фильтров и т. п., что снижает надежность работы БСГ, ограничивает предельные скорости ротора и допустимые  температуры. Последние определяются  возможностями кремниевых вентилей и не превышают 170-200°С. Применение в перспективе для ВВ диодов на  основе карбида-кремния, позволит повысить этот предел до 400 °С и выше.

1.10 БЕСКОНТАКТНЫЕ СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ  С КОГТЕОБРАЗНЫМИ  ПОЛЮСАМИ

В машинах  этого  типа обмотки якоря и возбуждения находятся на статоре, а ротор имеет когтеобразные выступы (полюсы) из  магнитомягкой стали, которые за счет МДС возбуждения приобре­тают чередующуюся магнитную полярность и создают в рабочем  воздушном зазоре знакопеременное магнитное поле. Роторы таких  БСГ могут выполняться в виде чисто механических конструкций  не содержащих постоянных магнитов, вращающихся выпрямите­лей, многовитковых обмоток  шихтованных сердечников. Подобные конструкции обладают высокой надежностью, слабой чувствительностью к внешним воздействиям (повышенным температурам,  динамическим нагрузкам, присутствию агрессивных сред и т. д.), имеют предельные частоты вращения, что в совокупности позво­ляет создавать высоконадежные компактные генераторы и двига­тели, способные работать в сложных окружающих условиях, общие недостатки БСГ с когтеобразными полюсами связаны с повышенными магнитными потоками рассеяния. Существует большое разнообразие конструктивных исполнений БСГ с когтеобразными полюсами.


Рисунок 28 Бесконтактная синхронная  машина с внешнезамкнутым по­током

1.10.1  БСМ с внешнезамкнутым потоком.

На статоре машины размещаются две кольцевые обмотки возбуждения / и 4, питаемые постоянным током, и обмотка якоря 3, расположенная в пазах шихтованного стального цилиндрического сердечника 2. Наружный корпус и боковые щиты с консолями 5 и 10 выполнены из магнитомягкой стали. На роторе располагаются втулки 6 и 9 с когтеобразными, взаимно чередующимися выступами 7 и 8, кото­рые примыкают к сердечнику якоря 2 через рабочий зазор, мно­го меньший, чем тангенциальный зазор между соседними высту­пами 7 и 8.

Для упрощения чертежа наружные грани выступов 8 и 7, при­мыкающие к ОЯ 3, на продольном разрезе условно совмещены (на диаметре D),хотя при строгом изображении они будут сдвинуты из-за азимутального смещения. Этот прием используется и в дальнейшем.  Каждая из втулок 6 и 9 со стороны, противоположной  выступам, имеет цилиндрическую расточку, отделенную от консо­лей 5 и. 10 дополнительными конструктивными зазорами. Для придания ротору необходимой механической прочности про­странство  между  шайбами и выступами  залито  прочным  немагнитным  материалом   (немагнитной сталью,   алюминием,   силуми­ном, пластмассой и т. п.). Возможна также сварная конструкция  ротора. Вал машины выполняется из немагнитной стали. Магнитный поток возбуждения  Фв,  создаваемый согласно включенными  обмотками возбуждения / и 4, замыкается по пути с наибольшей  магнитной проводимостью  (с наименьшим   воздушным   зазором)  следующим  образом:  наружный корпус — консоль  10 дополни­тельный зазор б2 — левая втулка 9 выступы 8 рабочий зазор  б — статор — рабочий зазор 6 под соседними выступами — высту­пы 7—правая втулка 6 дополнительный зазор 61 — консоль 5 —корпус. Выступы 8  и  7 приобретают противоположную магнитную полярность (Фв выходит из выступов 8 и входит в выступы 7). При  работе  машины в   двигательном  режиме вращающееся магнитное поле якоря увлекает ротор и заставляет его вращаться  с  синхронной  скоростью. Для  асинхронного  пуска двигателя  на  роторе может размещаться специальная пусковая короткозамкнутая обмотка, аналогичная   клетке   асинхронного   двигателя . При небольших пусковых моментах возможен асинхронный  пуск двигателя без пусковой обмотки за счет вихревых токов, на­ водимых в массивных выступах   ротора и   немагнитной   заливке  между ними. Пусковые характеристики в этом случае могут быть  заметно улучшены с помощью торцовых короткозамыкающих ко­лец на роторе, которые, во-первых, облегчают условия замыкания  пусковых токов и тем самым увеличивают пусковой момент и, во-вторых, повышают механическую прочность ротора.  При работе машины генератором вращение ротора от внешнего привода обеспечивает наведение рабочей ЭДС в ОЯ.  Ток  в ОЯ создает магнитный поток реакции якоря Ф0. Продольная состав­ляющая потока якоря  , замыкается по тому же пути, что и Фв, а поперечная составляющая — через выступы 7 и 8 в азиму­тальном направлении, как показано штрихпунктиром на рис. '6.10. Длина магнитной линии  поперечного  потока существенно больше, чем продольного кроме того, на пути продольного имеются дополнительные зазоры б1i и б2