Особенность работы ВВ в БСГ заключается в необходимости защиты ВВ от перенапряжений, которые могут возникать в основной ОВ при несинхронных режимах работы (например, при выпадении из синхронизма синхронного генератора или асинхронном пуске синхронного двигателя). В таких режимах ОВ не является неподвижной по отношению к потоку якоря
Рисунок 26 защита вращающегося выпрямителя с помощью варистора (а), тиристора и стабилитронов (в)
в ней наводятся большие асинхронные ЭДС , способные вывести из строя ВВ. Простейшая защита ВВ может обеспечиваться варистором (нелинейным полупроводниковым сопротивлением) Rv, включаемым параллельно с ОВ (Рисунок 21,а) и шунтирующим полуволны Еас, создающие наиболее опасные обратные напряжения на ВВ . При нормальной работе варистор находится под номинальным напряжением ОВ, Rvвелико и не оказывает существенного влияния на распределение токов. При перенапряжениях Rvсущественно уменьшается (в 10—20 раз) и шунтирует ОВ, сохраняя обратное напряжение на ВВ в допустимых пределах. Основной недостаток схемы с варистором заключается в том, что асинхронная ЭДС имеет разные сопротивления для полуволн разных знаков: при прямом напряжении на ВВ сопротивление практически равно нулю, а при обратном напряжении на ВВ имеем RV>Q. Поэтому ток в ОВ становится несимметричным и приобретает постоянную составляющую, которая создает тормозные моменты на роторе. Более рациональны защитные схемы на тиристорах. Одна из них в упрощенном виде приведена на Рисунке 21,6. В схеме имеются тиристоры Т1 и Т2, включенные параллельно ВВ, но с обратной относительно ВВ полярностью. Управление тиристорами осуществляется с помощью кремниевых стабилитронов К.С1 и КС2. Когда асинхронная ЭДС создает на ВВ большие обратные напряжения, стабилитроны обеспечивают появление токов управления и включение тиристоров, последние полностью шунтируют ВВ. Два тиристора необходимы для того, чтобы шунтирующая ветвь не оставалась включенной под действием рабочего напряжения ВВ. Возможно использование разнонаправленно включенных тиристоров Т1 и Т2 со стабилитронами КС1 и КС2 и балластным сопротивлением re, включаемым при любой полярности асинхронной ЭДС в случае превышения ею порогового напряжения стабилитронов (Рисунке 21,в). Дополнительный тиристор ТЗ при этом отключает ВИ от ОН по сигналу от блока управления возбуждения БУВ, реагирующего на частоту Еас. Важно, чтобы все схемы защиты ВВ обеспечивали симметричную проводимость цепи ОВ для предотвращения появления постоянной составляющей асинхронного тока в ОВ.
В настоящее время БСМ с ВВ широко внедряются в практику. В нашей стране серийно выпускаются бесщеточные синхронные двигатели серий СТД и БСДК-15-21-12 для компрессорных установок, а также серии БСДКМ-2 мощностью от 320 до 800 кВт для взрывоопасных условий. Разработана серия ГСМ бесконтактных генераторов маховичного типа (с наружным индуктором) мощностью от 60 до 500 кВт на частоту 50 и 400 Гц, а также серия генераторов с дизельным приводом мощностью от 770 до 10500 кВ-А. на частоту вращения 500 об/мин. Наиболее компактные и высокоиспользованные БСГ с ВВ разработаны и внедрены в самолетные энергосистемы. Генераторы имеют интенсивное воздушное охлаждение (продув), осуществляемое от встречного потока воздуха с помощью специальных воздухозаборники. Высотность их использования не должна превышать 16-18 км из-за снижения плотности воздуха. При средних мощностях (30-200 кВА) наилучшими массогабаритными характеристиками и повышенной высотностью обладают авиационные БСГ с жидкостным охлаждением распылительного типа, когда жидкий хладагент в виде струй подается непосредственно на наиболее горячие элементы машины. В качестве хладагента может использоваться жидкость, имеющаяся на борту самолета - масло илитоплива маршевых двигателей.Такое высокоэффективное охлаждение в основном может быть реализовано только в бесконтактных машинах, поскольку хладагент присутствует в пространстве между статором и ротором, что затрудняет размещение там щеточных контактов. Материалы, из которых изготовляются элементы генератора со струйным охлаждением, должны быть химически стойкими по отношению к хладагенту.
Рисунок 27. Авиационный бесщеточный генератор с распылительным масляным
охлаждением
. В качестве примера на Риснке 27 приведен (с упрощениями) общий вид самолетного генератора с распылительным (струйным) масляным охлаждением. Холодное масло через уплотнение подается из трубопровода в полый вал 2 и оттуда с помощью жиклеров 3 разбрызгивается в виде струй на вращающийся выпрямитель, обмотку возбуждения, лобовые части обмотки якоря, обмотку якоря подвозбудителя, обмотки возбуждения и якоря возбудителя, магнитопроводы и другие нагревающиеся элементы, а затем стекает с них, собирается в нижней полости генератора и поступает в сливную магистраль 4. Оттуда нагретое масло подается насосом в теплообменник, где охлаждается топливом маршевых вигателей, а затем опять возвращается в генератор. Температура масла на входе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.