Асинхронный возбудитель (Рисунок 18 б) представляет собой
обычную асинхронную машину с первичной и
вторичной распре деленными многофазными обмотками О1 и 02,
уложенными в пазах цилиндрических шихтованных магнитопроводов. Обмотка О1питается переменным током и создает магнитный
поток, вращающийся встречно по отношению к ротору, так что АВ работает
со скольжениями s>l. Зажимы обмотки О2 соединены с входом ВВ. В
обмотке О2 наводится ЭДС, пропорциональная скольжению s, которая и используется для питанияО В через ВВ. Поскольку
на О2 действует тормозящая электромагнитная сила, компенсируемая
моментом на валу БЭМ, АВ не только
обеспечивает трансформаторную передачу энергии
от статора к ротору, но и преобразует механическую энергию в электрическую, т. е. служит усилителем
электрической мощности. Поэтому
первичная цепь АВ рассчитывается
на мощность, меньшую мощности
возбуждения БЭГ, что является
достоинством АВ.
В настоящее время наиболее
распространены БСМ с синхронным
возбудителем СВ, представляющим собой обычный синхронный
генератор с полюсами на статоре (Рисунке 19). Полюсы охвачены обмоткой
возбуждения возбудителя ОВВ, питаемой постоянным током, а многофазная
обмотка якоря возбудителя ОЯВ со своим сердечником находится на роторе и
подсоединяется к ОВ через ВВ. Очевидно, что СВ, как и
обычный синхронный генератор, является
усилителем электрической мощности, так как мощность статорной обмотки ОВВ
составляет лишь незначительную часть (4-8 %) мощности роторной обмотки ОЯВ и
соответственно мощности основной ОВ. Разница между
мощностями ОЯВ и ОВВ определяется
механической мощностью, затрачиваемой на вращение
ОЯВ. Таким образом, БСМ с СВ имеют наименьшие мощности управляющих и регулирующих цепей, что выгодно отличает их
от БСМ с ВТ и АВ. Недостаток СВ — повышенные по
сравнению с ВТ и АВ электромагнитные
постоянные времени и инерционность регулирования.
Рисунок 24
Во всех схемах БСМ с ВВ рационально иметь в возбудителе (ВТ, АВ, СВ) ненасыщенные стальные сердечники, чтобы зависимость тока возбуждения БСГ от тока первичной цепи возбудителя (тока управления) была близка к линейной. При сравнении БСГ с А В и СВ следует иметь в виду, что по массогабаритным показателям БСГ с СВ рациональны при высоких частотах вращёния ротора, в то время как для тихоходных БСГ предпочтительнее использование АВ. Это связано с тем, что размеры СВ при заданной мощности определяются скоростью ротора (падают с ростом п), а размеры АВ в значительной мере зависят от скольжения (падают с ростом s), которое может быть сделано большим даже при малых скоростях ротора за счет увеличения числа полюсов обмотки О1. Во всех случаях схемы с АВ превосходят схемы с СВ по быстродействию регулирования, но имеют относительно большие мощности управления.
В автономных энергоустановках (в авиации, на транспорте и т. п.), характеризуемых высокими частотами вращения электромеханических преобразователей, в большинстве случаев применяются БСГ и СВ.
Рисунок 25
Мощные современные турбогенераторы (300 МВт и более) также часто выполняют бесконтактными с использованием СВ и ВВ. Схема возбуждения с СВ и ВВ принята и в ряде разрабатываемых перспективных мощных сверхпроводниковых генераторов. Для синхронных генераторов с СВ и ВВ существенное значение приобретает проблема самовозбуждения. Принципиально самовозбуждение может осуществляться за счет остаточного намагничивания стальных сердечников.
Однако во многих случаях надежность такого вида возбуждения оказывается низкой, а инерционность выхода на режим - недопустимо большой. Поэтому в бесконтактных генераторах с СВ вводится дополнительный элемент — подвозбудитель (ПВ), обеспечивающий быстрое и надежное возбуждение СВ. Подвозбудитель представляет собой синхронный генератор с постоянными магнитами на роторе, подобный по конструкции машинам. Общий компоновочный эскиз генератора с СВ и ПВ приведен на Рисунке 20. На статоре машины находится основная обмотка якоря ОН, обмотка возбуждения возбудителя ОВВ и обмотка якоря подвозбудителя ОЯПВ. На роторе располагаются основная обмотка возбуждения 0В, обмотка якоря возбудителя ОЯВ, вращающийся выпрямитель ВВ и индуктор подвозбудителя ИПВ с постоянными магнитами.
В наконечниках основных полюсов обычно размещается короткозамкнутая стержневая обмотка КО. Она демпфирует колебания магнитного потока и повышает устойчивость синхронной машины. В двигательном режиме КО может обеспечивать асинхронный пуск машины. Машина может выполняться как с явно-выраженными, так и с неявновыраженными основными полюсами при повышенных частотах вращения. В генераторном режиме БСМ с ВВ работает следующим образом. При вращении ротора наводится ЭДС в ОЯПВ и создается ток, который выпрямляется и питает ОВВ. Последнее обеспечивает наведение ЭДС в ОЯВ. Ток ОЯВ выпрямляется с помощью ВВ и питает ОВ, благодаря чему наводится основная ЭДС в ОЯ. Система оснащена автоматическим регулятором возбуждения АРВ, работа которого рассматривается ниже. Параметры генератора допускают плавное и глубокое регулирование за счет изменения тока в ОВВ. Подвозбудитель ПВ — высоконадежное звено, часто используемое не только для начального возбуждения генератора, но и для питания ответственных цепей управления и защиты энергоустановок с БЭМ. Ток, создаваемый ПВ, обычно имеет повышенную частоту (1000—1600 Гц и более). Вращающийся выпрямитель выполняется на основе кремниевых полупроводниковых вентилей с повышенной механической прочностью (вентилей таблеточного типа со специальными прочностными гибкими мембранами), называемых роторными вентилями и рассчитанных на работу при центробежных ускорениях 5OOOg и более. В ряде случаев их надежность, измеряемая интенсивностью отказов, может быть доведена до уровня надежности короткозамкпутой беличьей клетки в асинхронных двигателях, что дает основания считать, что, например, бесконтактные синхронные двигатели с ВВ по своей надежности не уступают асинхронным двигателям. Вентили ВВ соединяются по одной из стандартных выпрямительных схем. Наибольшее распространение в ВВ получили трехфазная мостовая схема выпрямления ( двухполупериодная ), обеспечивающая хорошее качество выпрямления тока и малое отличие мощностей на стороне переменного и постоянного токов, а также однополупериодные схемы выпрямления с нулевым проводом (трех-, шестифазные и др.), которые, несмотря на ухудшенные энергетические показатели, позволяют понизить токовые нагрузки на вентили, сократить их число и повысить надежность ВВ. Вентили ВВ закрепляются на несущей скобе (она может выполнять также роль теплоотводящего радиатора) или размещаются внутри полого вала (для высокооборотных конструкций, где велики центробежные силы). Вращение вентилей способствует их интенсивному охлаждению. При воздушном охлаждении (продуве) ВВ часто размещают в зоне подшипникового щита, через который в генератор подаётся холодный воздух. В большинстве случаев ВВ выполняются неуправляемыми на базе кремниевых диодов. Для улучшения динамических показателей некоторых типов БСГ могут использоваться управляемые БВ на тиристорах, бесконтактное управление которыми осуществляется с помощью вспомогательных вращающихся трансформаторов. В перспективе для управляемых ВВ возможно использование фототиристоров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.