В качестве базового для ВГ может использоваться любой из рассмотренных ранее бесконтактных генераторов. Наилучшие по показатели имеют ВГ на основе синхронных генераторов с вращающими выпрямителями . Такие генераторы обладают малыми полями рассеяния (соответственно малыми Хк) и хорошими массогабаритными показателями. При больших частотах вращения (ЗООО об/мин) роторы могут выполняться неявнополюсными в виде сплошного стального цилиндра с пазами для обмотки возбуждения. Массивный ротор обеспечивает генератору хорошие демпфирующие свойства по продольной и поперечной осям и не требует специальных демпферных клеток. При небольших частотах вращения роторы выполняют явнополюсными с развитыми демпферными клетками.
Рисунок 7 Конструкция ВГ
Генераторы с вращающимися выпрямителями широко применяют в ВГ, используемых в теплоэлектрических тяговых установках на тепловозах, мощных автомобильных установках и т. п., а также на летательных аппаратах. В последнем случае их конструкция подобна генераторам серии ГТ, но без подвозбудителя. Компоновка основных узлов такого ВГ показана на Рисунке 7. Вентили 1 выпрямителя ПВ размещаются на радиаторах со стороны входного воздушного патрубка 6. Под действием напора, создаваемого в воздухозаборниках во время полета (или с помощью центробежного вентилятора 5 в наземных условиях), охлаждающий воздух подается последовательно на вентили 1, основной генератор 2, блок вращающихся выпрямителей 3 и возбудитель 4, а затем выбрасывается наружу. Относительная масса генератора при мощностях 20—30 кВт и = 4500ч-9000 об/мин составляет =1,3…1,4 кг/кВт.
Хорошими показателями обладают ВГ на основе синхронных генераторов с постоянными магнитами, особенно с магнитами из редкоземельных материалов. Достоинством таких ВГ является возможность обеспечения малых значений Хк без развитых демпферных обмоток, поскольку магнитная проводимость постоянных магнитов по оси dнизкая. Однако в ВГ с постоянными магнитами должны, как правило, использоваться управляемые вентили для регулирования выходного напряжения.
В высокооборотных установках (10000 об/мин), работающих в сложных окружающих условиях (при повышенных температурах и пр.), ВГ может выполняться на базе БСГ с когте образными полюсами и внешне замкнутым потоком. Наиболее компактные ВГ такого типа реализуются с использованием ротора, свариваемого из биметаллических дисков. Благодаря высокой допустимой частоте вращения генератор со сварным ротором может соединяться с высокооборотным газотурбинным приводом без промежуточногоредуктора. Однако из-за большого рассеяния значения Хк у таких генераторов относительно высокие. Аналогичным образом ВГ могут реализовываться на базе БСГ внутризамкнутым потоком, торцевых БСГ и др.). Для некоторых применений основой ВГ может быть индукторный генератор, обладающий простой конструкцией ротора. Однако величины Хк у индукторныхгенераторов существенно больше, чем у синхронных генераторов с вращающимися выпрямителями.
Требования к вентильным генераторам, работающим на емкостную нагрузку, например на емкостный накопитель, могут сильно отличаться от требований к ВГ, работающим на активно-индуктивную нагрузку, и зависят от конкретных режимов работы нагрузки. Такие ВГ с емкостной нагрузкой применяют для импульсной сварки, противообледенительных систем транспортных установок и т. п.
Удельные массы ВГ, оцениваемые по мощности постоянного » тока, зависят от использования генератора и без учета массы выпрямителя возрастают в 1/Кис раз по сравнению с удельной массой первичного генератора. Увеличение удельной массы за счет неуправляемого полупроводникового выпрямителя обычно невелико (10—20% при мощностях на уровне киловатт и десятков киловатт; 3—5% для ВГ мощностью более 100 кВт). При использовании управляемых ПВ добавка к удельной массе ВГ более существенна и зависит от требуемой глубины и точности регулирования ПВ.
1.3 Генераторыпеременноготока свозбуждениемотпостоянныхмагнитов
В настоящее время в авиационной электротехнике разработка и внедрение на Л А генераторов с возбуждением от постоянных магнитов рассматриваются в качестве одного из перспективных направлений развития автономных источников питания. Эти генераторы отличают надежное возбуждение и отсутствие специального источника питания для цепи возбуждения, высокая эксплуатационная надежность в работе и простота технического обслуживания, высокий (до 0,9—0,95) КПД, малая инерционность при переходных процессах, возможность работы при достаточно высоких температурах и частотах вращения.
Идея использования постоянных магнитов (ПМ) в электромашинных источниках электроэнергии была реализована в 1831 г., когда Майкл Фарадей демонстрировал принцип электромагнитной индукции с помощью устройств, содержащих неподвижные обмотки и перемещающиеся ПМ. В течение длительного времени генераторы с возбуждением от постоянных магнитов [магнитоэлектрические генераторы (МЭГ)] применялись ограниченно вследствие низких магнитных характеристик ПМ. Так, основная область применения таких электрических машин была связана с приборным оборудованием (тахогенераторы) и маломощными электромашинными источниками энергии (преобразователи, подвозбудители и т.п.).
Среди множества материалов для ПМ наибольшее распространение в авиационных электрических машинах получили сплавы типа Alnico и ферриты на основе бария или стронция. Сплавы Alnico изготавливаются на основе алюминия, никеля, кобальта, а также железа, меди, титана и ниобия. В отечественной технической документации эти сплавы имеют аббревиатуру ЮНДК. Из известных магнито-твердых материалов сплавы Alnico (ЮНДК) отличают высокие значения остаточной индукции (рис. 6.6) и относительная устойчивость магнитных параметров к повышенным температурам. Недостатками этих материалов являются высокая стоимость из-за наличия кобальта и низкие значения коэрцитивной силы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.