В индукторах коллекторного типа значение магнитного потока в воздушном зазоре практически удваивается по гонению с индуктором с радиально намагниченными магнитами. Рабочий поток можно еще больше усилить, если сформировать индуктор в виде магнитной системы, показанной на рис 6.8. В такой системе каждый полюс формируется магнитомягким полюсным наконечником (концентратором магнитного потока) и постоянными магнитами, прилегающими к этому наконечнику поверхностями с одноименной намагниченностью.
Одно из интересных направлении по совершенствованию практического применения магнитоэлектрических генераторов связано с отказам от выполнения генератора в виде самостоятельного конструктивного агрегата и его поэлементным рассредоточением внутри авиадвигателя. Несмотря на то что встраи-ваемый генератор из-за размещении его ротора на валу авиадвигателя имеет по сравнению с обычным большие габаритные размеры и массу, ожидается, что общая масса узла генерирования не возрастет вследствие исключения коробки вспомогательных агрегатов, специальных подшипников, уплотнений, боковых щитов, отдельного корпуса и т.п. Предполагается, что использование встроенных генераторов обеспечит увеличение КПД на 9—11 % при существенном (до 10 раз) повышении наработки на отказ.
Рис. 9. Магнитная система индуктора с концентраторами, магнитного потока (а) и развертка наружной noвepхности! его ротора (б): 1, 4, 5 - постоянные магниты; 2 - полюсный наконечник; 3,6,7 — магнитопроводы
Достигнутые в настоящее время удельные массы генераторов с редкоземельными ПМ составляют кг/(кВА). Исследования показывают техническую возможность создания высокооборотных
(до n = 3000О об/мин) генераторов с редкоземельными магнитами мощностью до 1,5 MB • А с КПД до 0.95 и кг/(кВА).]. Это позволяет судить о хороших возможностях использования МЭГ в перспективных СЭС.
1.4 Звездообразный ротор.
Типичная конструкция звездообразного ротора (Рисунок 9) содержит литой постоянный магнит в форме звездочки 1, который крепится на валу с помощью заливки немагнитным сплавом 2 (на основе цинка или алюминия). Магнит может| непосредственно отливаться на валу. Достоинство ротора
простота и высокая степень заполнения его объема магнита
Рисунок 10 Звездообразный ротор с постоянными магнитами (а) и с пусковой короткозамкнутой обмоткой (б)
Такая конструкция ротора обладает и серьезными недостатками. Во-первых, ротор имеет низкую механическую прочность из-за хрупкости магнитотвердых сплавов и остаточных механических напряжений при отливке. Поэтому максимально допустимые окружные скорости ротора составляют 40--50 м/с. Если заданы частота тока, и, следовательно, частота вращения ротора, то ограничение по скорости приводит к ограничению по максимальному диаметру ротора и соответственно по максимальной МДС магнита и непредельной мощности машины. Поэтому ротор-звездочку применяют обычно при относительно малых мощностях машины (до 5 кВ-А). Во-вторых, рабочие индукции для ротона не превышают 0,2— 0,4 Тл. Это ограничение связано с тем, что ротор слабо защищен от внешних размагничивающих воздействий (например, при к. з. генератора) и рабочая точка магнита должна находиться на низколежащей линии возврата с достаточным удалением от основной кривой размагничивания (см. § 2.3). В-третьих, ротор обладает способностью намагничиваться поперечной реакцией якоря. На рисунке пунктиром показана линия магнитной индукции поперечной реакции якоря Вад, создаваемой МДС Faq. Так как материал ротора магнитотвердый, то после снятия Faqон остается намагниченным в поперечном направлении (полюсы N' и S') в течение неопределенного времени. Подобное намагничивание искажает основное поле машины и может нарушить ее нормальную работу. В-четвертых, процесс намагничивания звездообразных магнитов сложный, причем спинка звездочки обычно намагничивается не полностью, поэтому может являться балластным участком, ухудшающим использование магнита.
Если звездообразный ротор используется в двигателе, то обычно на нем размещается короткозамкнутая обмотка для обеспечения асинхронного пуска. Одна из конструкций такого ротора приведена на Рисунке 8 , б. Пусковая обмотка содержит продольные стержни / (медные или алюминиевые), закрепленные по торцам в кольцах 2 и уложенные в пазы пакета 3. Пакет состоит из отдельных секторов, скрепленных стержнями / и кольцами 2. Каждый сектор примыкает к полюсу звездообразного ротора 4.
В двигателях также применяют конструкции ротора, в котором: постоянные магниты и пусковая короткозамкнутая обмотка со стальным пакетом примыкают друг к другу не радиально, как на рисунке, а вдоль оси, что позволяет уменьшить диаметр активной зоны.
Рисунок 11. Когтеобразный ротор с постоянным магнитом (а) и сдвоенный когтеобразный ротор (б)
1.5 Генераторыпеременноготока сбезобмоточнымротором
Простейшая конструкция подобного электромеханического преобразователя — однопакетного индукторного генератора показана на рис. 4.
Принцип действия индукторных машин основан на периодическом изменении магнитной проводимости рабочего зазора при вращении ротора, пакет второго набран из листов электротехнической стали и выполнен в виде звездочки. Источником магнитно потока является МДС неподвижной обмотки возбуждения, которая питается постоянным током, или МДС постоянных магнитов. При вращении ротора за счет изменения проводимости воздушного зазора поток в каждом зубце статора будет изменяться от , когда оси зубцов статора и ротора совпадают, до когда ось зубца статора совпадает с осью впадины ротора, т.е. оси зубцов сдвинуты на электрический угол 2(рис. .5). Вследствие этого поток, будет иметь постовой и переменную с амплитудой составляющие. Постоянная, составляющая не индуцирует ЭДС в обмотках якоря, а лишь дополнительно загружает магнитопрвод увеличения его объема и массы по сравнению с обычными синхронными машинами.
Рис. 12. Эскиз конструкции однопакетного индукторного генератора:
1 - пакет статора с зубцами; 2 - обмотка якоря; 3 - корпус;4 - обмотка возбуждения; 5 - втулка ротора; 6 - пакет ротора с зубцами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.