ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Электротехнический факультет
Кафедра «Электрических машин и аппаратов»
Реферат
Авиационные бесконтактные
генераторы и
бесконтактные вентильные электродвигатели
по дисциплине
«Электрооборудование летательных аппаратов и автотракторной техники»
Выполнил: студент гр. ЭМ–51 ___________________________________________/Езимов К.А./
Руководитель: к.т.н. __________________________________________/Кирьянов Ю.И./
Киров 2006
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Генераторы
1.1 Вентильные генераторы ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности конструктивного исполнения и области применения ВГ ………………………………………………………………….6
1.3 Генераторы переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов ……………………………………...8
1.4 Звездообразный ротор ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….11
1.5 Генераторы переменного тока с безобмоточным ротором …………………………………………….……………………………12
1.6 Ротор с призматическими магнитами ……………………………………………………………………………………………………………………….16
1.7 Особенности синхронных генераторов с постоянными магнитами ………………………………………………………17
1.8 Применение БЭГ с постоянными магнитами ………………………………………………………………………………………………………21
1.9 Бесконтактные электрические генераторы с обмотками возбуждения ……………………………………………21
1.10 Бесконтактные синхронные машины с когтеобразными полюсами ……………………………………………………...27
1.10.1 БСМ с внешнезамкнутым потоком ………………………………………………………………………………………………………………27
1.11 Индукторные машины …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….29
1.12 БЭГ с осевым возбуждением ………………………………………………………………………………………………………………………………….…..30
1.13 БЭМ с комбинированным возбуждением ………………………………………………………………………………………………………………..32
1.14 СГ с комбинированным возбуждением …………………………………………………………………………………………………….……………33
1.15 Индукторные генераторы с комбинированным возбуждением …………………………………………………………………36
2. Двигатели постоянного тока ……………………………………………………………………………………………………………………………….……….37
2.1 Бесконтактные двигатели постоянного тока ………………………………………………………………………………………………..37
2.2 Особенности конструктивного исполнения и области применения БДПТ …………………………………………………….39
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………41
ВВЕДЕНИЕ
Мощность систем электроснабжения на борту летательных аппаратов (ЛА) непрерывно увеличивается. Например, суммарная мощность электрических генераторов на самолетах составляла примерно 40 кВА в 1941 г., а сейчас в ряде случаев она возросла до 800 кВА. Это связано с увеличением мощности, потребляемой бортовыми системами электропривода, радиотехническими установками и различными устройствами, улучшающими тактико-технические данные ЛА. Разрабатываются ЛА, на которых электроэнергия используется для непосредственного создания основной тяги с помощью электрореактивных двигательных установок. Таким образом, роль электроэнергии на борту ЛА существенно возрастает, Она будет расти и дальше, по мере создания все более мощных и совершенных ЛА.
Электроэнергия на борту ЛА может вырабатываться различными источниками - от аккумуляторов до радиоизотопов. Сейчас ведутся интенсивные исследования установок прямого преобразования энергии термоэлектрических, термоэмиссионных, фотоэлектрических и т.п., в плане их возможного применения на ЛА. Однако и в настоящее время, и в обозримом будущем основным типом источника электроэнергии для относительно мощных систем электроснабжения ЛА остаются электромеханические (или просто электрические) генераторы, обладающие хорошими массогабаритными показателями и эксплуатационными качествами,
Электрические генераторы (Э.Г.) на ЛА работают при повышенных динамических нагрузках, произвольном положении в пространстве, широком изменении температуры, давления, влажности окружающей среды. Несмотря на столь трудные условия работы, Э.Г. для ЛА должны обладать высокой надежностью, иметь минимальные массу и габариты. Удовлетворение этих требований достигается, во-первых, за счет использования высококачественных материалов, во-вторых, за счет оптимальных конструктивных решений и, в-третьих, за счет сокращения ресурса работы по сравнению с аналогичными наземными устройствами. Электрические генераторы ЛА существенно превосходят идентичные промышленные генераторы по весовым показателям. Например, серийные авиационные генераторы постоянного тока мощностью 18 кВт имеют относительную массу 2,2 кг/кВт, а аналогичные генераторы общего применения - 13,3 кг/кВт. Для авиационных серийных синхронных генераторов мощностью 60 кВА имеем 0,7 кг/кВА, для обычных синхронных генераторов 10 кг/кВА
Одним из наиболее уязвимых с точки зрения надежности элементов ЭГ является щеточный электрический контакт, обеспечивающий электрическую связь с обмотками на роторе. В естественных наземных условиях такой контакт может надежно работать длительное время. Однако с ростом высоты давление падает, я естественная смазка в контакте за счет влажного воздуха исчезает. Контакт начинает быстро разрушаться, во-первых, из-за, повышенного трения и, во-вторых, из-за возрастающего искрения, связанного со снижением электрической прочности разреженного воздуха. Кроме того, щеточный контакт не работает при повышенной температуре, при сильных вибрациях, при наличии паров металлов, которые могут использоваться в качестве рабочего тела приводной турбины, и т.п.
Надо учесть также, что щеточный контакт значительно снижает максимально допустимые скорости вращения ротора ЭГ. Поскольку мощность ЭГ при заданных электромагнитных нагрузках пропорциональна скорости ротора, становится ясно, что возможности заметного улучшения массогабаритных показателей контактных ЭГ весьма ограниченны.
В этой связи особую актуальность приобретает создание бесконтактных ЭГ, которые, во-первых, имеют высокую надежность, во-вторых, могут работать при высоких температурах и в агрессивных средах и, в-третьих, позволяют улучшить массогабаритные показатели за счет увеличения скорости вращения.
1.1 ВЕНТИЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ
Вентильный генератор состоит из бесконтактного генератора (БГ) и объединенного с ним полупроводникового выпрямителя (ПВ). Типы БГ и ПВ должны быть согласованы. Если в качестве БГ применяется генератор с постоянными магнитами, то рационально использовать управляемый ПВ, обеспечивающий регулирование и стабилизацию выходного напряжения. Схема управления подобного ПВ должна предусматривать также быстрый и надежный сброс выходного напряжения генератора при коротких замыканиях, поскольку магнитный поток генератора в отличие от БГ с обмотками возбуждения не может быть резко снижен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.