Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Уголовное уложение 22 марта 1903 г.: причины принятия и история создания, страница 7

Уложение 1903 г., в отличие от Уложения о наказаниях, давало значительно более обобщенные положения, выделяя характерные признаки видов отдельных преступных деяний, не предусматривая (как это было в Уложении о наказаниях) различные конкретные признаки отдельных преступлений. Это позволило значительно сократить число статей в Уголовном уложении и сделало его применение более простым на практике.

Но, к сожалению, Уложение 1903 г. не было полностью введено в Действие. Как уже указывалось, были введены в действие главы

187

вторая - пятая, отдельные статьи некоторых других глав и статьи общей части применительно к положениям, введенным в действие.

Глава вторая "О нарушении ограждающих веру постановлений", как уже указывалось, была введена в действие в марте 1906 г. после принятия законов о веротерпимости, провозглашения свободы вероис­поведания, при сохранении привилегий православной церкви. Это и определило необходимость введения в действие второй главы Уло­жения, с внесением поправок, связанных с приравнением старообряд­чества к иным христианским вероисповеданиям и снятием некоторых ограничений с неправославного христианского духовенства. Уложение 1903 г. устанавливало наказания за богохуление, кощунство и нару­шение порядка в церкви. В качестве особого состава преступления предусмотрено нарушение обряда погребения либо погребение христианина по нехристианским обрядам. Устанавливалась ответст­венность и за похищение трупа и надругательство над трупом.

Далее закон устанавливает ответственность за нарушение поло­жений о веротерпимости. Так, ст. 80 определяет наказание за пося­гательство на свободу вероисповедания, выражавшееся в насильст­венном принуждении к совершению богослужения или обрядов, недо­зволенных правилами этого вероисповедания, или в насильственном воспрепятствовании совершению богослужения. Уложение 1903 г., исходя из свободы вероисповедания, не устанавливало ответствен­ность (в отличие от Уложения о наказаниях) за переход из христиан­ства в иную конфессию и из православия в другие христианские верои­споведания, основываясь на том, что всякий в России может исповеды-вать ту веру, в которой он рожден или которую он принял. Господст­вующая православная церковь могла распространять свое вероучение только мерами нравственного воздействия, а не принуждением.

В ст. 84 устанавливалось наказание за совращение православного или неправославного в изуверное учение. При этом указывалось, что это совращение должно быть осуществлено посредством злоупотреб­ления властью, принуждения, насилия, угрозы и т.п. По перво­начальному тексту Уложения наказание устанавливалось и за совра­щение в расколоучение. Но после принятия указа от 17 апреля 1905 г., приравнявшего старообрядчество и сектантство к другим христианским вероисповеданиям (кроме скопчества или иного изуверного учения), указание на раскол и старообрядчество из ст. 84 было исключено. В особой статье (96) говорилось об ответственности лица, принад-лежного к изуверному учению, совершившего изуверное посяга­тельство на свою жизнь или жизнь другого лица, или с оскоплением себя или других. Уложение устанавливало наказания за совращение христианина в нехристианскую веру, православного в иное хрис­тианское вероучение, за совращение магометанином, евреем или язычником инородца - русского подданного нехристианского вероиспо­ведания в другую нехристианскую веру. Совращение при этом должно было быть осуществлено посредством злоупотребления властью, принуждения, обольщения, обещания выгод или обмана или посредст­вом насилия над личностью.

При разбработке Уголовного уложения из главы "О нарушении ограждающих веру постановлений" были исключены такие составы преступлений (имевшиеся ранее в Уложении о наказаниях), как лжепри­сяга, святотатство (тайное или открытое похищение из церквей, ризниц и т.п. церковного имущества), уклонение от исполнения непосредст­венно церковных постановлений (например, неприведение родителями своих детей к исповеди), переход из христианства в нехристианство и из православия в другие христианские исповедания. Некоторые из них были перенесены в другие главы Уложения, иные были исключены совсем, так как перестали рассматриваться как преступные деяния.

Уголовное уложение определило следующие наказания за нару­шение ограждающих веру постановлений: заключение в исправи­тельном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, ссылку на поселение. Каторга на срок не свыше десяти лет устанавливалась за такое тяжкое преступление как оскопление с применением насилия и не свыше шести лет — без применения насилия. Каторга могла быть пременена и в случаях насильственного совращения христианина в нехристианство и за совращение в изуверную секту.

Составители проекта Уложения 1903 г. отказались от прежней, характерной для Уложения о наказаниях, системы группировки глав по предмету регулирования. В Уложении 1903 г. нет главы, имеющей название "О преступлениях государственных". Посягательства на государство, тем не менее, составляют определенную группу преступ­ных деяний, включающую и собственно государственные преступ­ления, и преступления против порядка управления, и противодействие правосудию, и нарушение постановлений о воинской и земских повинностях и многое другое.

Собственно государственные преступления были определены третьей, четвертой и пятой главами Уложения: "О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома"; "О государственной измене"; "О смуте".

При введении в действие этих глав высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 7 июня 1904 г." О некоторых изменениях в порядке производства по делам о преступных деяниях государственных и о применении к оным постановлений нового уголов­ного уложения"'^ законодатель четко определил отношение к указан­ным главам как содержащим составы государственных преступлений.