Уложение 1903 г., в отличие от Уложения о наказаниях, давало значительно более обобщенные положения, выделяя характерные признаки видов отдельных преступных деяний, не предусматривая (как это было в Уложении о наказаниях) различные конкретные признаки отдельных преступлений. Это позволило значительно сократить число статей в Уголовном уложении и сделало его применение более простым на практике.
Но, к сожалению, Уложение 1903 г. не было полностью введено в Действие. Как уже указывалось, были введены в действие главы
187
вторая - пятая, отдельные статьи некоторых других глав и статьи общей части применительно к положениям, введенным в действие.
Глава вторая "О нарушении ограждающих веру постановлений", как уже указывалось, была введена в действие в марте 1906 г. после принятия законов о веротерпимости, провозглашения свободы вероисповедания, при сохранении привилегий православной церкви. Это и определило необходимость введения в действие второй главы Уложения, с внесением поправок, связанных с приравнением старообрядчества к иным христианским вероисповеданиям и снятием некоторых ограничений с неправославного христианского духовенства. Уложение 1903 г. устанавливало наказания за богохуление, кощунство и нарушение порядка в церкви. В качестве особого состава преступления предусмотрено нарушение обряда погребения либо погребение христианина по нехристианским обрядам. Устанавливалась ответственность и за похищение трупа и надругательство над трупом.
Далее закон устанавливает ответственность за нарушение положений о веротерпимости. Так, ст. 80 определяет наказание за посягательство на свободу вероисповедания, выражавшееся в насильственном принуждении к совершению богослужения или обрядов, недозволенных правилами этого вероисповедания, или в насильственном воспрепятствовании совершению богослужения. Уложение 1903 г., исходя из свободы вероисповедания, не устанавливало ответственность (в отличие от Уложения о наказаниях) за переход из христианства в иную конфессию и из православия в другие христианские вероисповедания, основываясь на том, что всякий в России может исповеды-вать ту веру, в которой он рожден или которую он принял. Господствующая православная церковь могла распространять свое вероучение только мерами нравственного воздействия, а не принуждением.
В ст. 84 устанавливалось наказание за совращение православного или неправославного в изуверное учение. При этом указывалось, что это совращение должно быть осуществлено посредством злоупотребления властью, принуждения, насилия, угрозы и т.п. По первоначальному тексту Уложения наказание устанавливалось и за совращение в расколоучение. Но после принятия указа от 17 апреля 1905 г., приравнявшего старообрядчество и сектантство к другим христианским вероисповеданиям (кроме скопчества или иного изуверного учения), указание на раскол и старообрядчество из ст. 84 было исключено. В особой статье (96) говорилось об ответственности лица, принад-лежного к изуверному учению, совершившего изуверное посягательство на свою жизнь или жизнь другого лица, или с оскоплением себя или других. Уложение устанавливало наказания за совращение христианина в нехристианскую веру, православного в иное христианское вероучение, за совращение магометанином, евреем или язычником инородца - русского подданного нехристианского вероисповедания в другую нехристианскую веру. Совращение при этом должно было быть осуществлено посредством злоупотребления властью, принуждения, обольщения, обещания выгод или обмана или посредством насилия над личностью.
При разбработке Уголовного уложения из главы "О нарушении ограждающих веру постановлений" были исключены такие составы преступлений (имевшиеся ранее в Уложении о наказаниях), как лжеприсяга, святотатство (тайное или открытое похищение из церквей, ризниц и т.п. церковного имущества), уклонение от исполнения непосредственно церковных постановлений (например, неприведение родителями своих детей к исповеди), переход из христианства в нехристианство и из православия в другие христианские исповедания. Некоторые из них были перенесены в другие главы Уложения, иные были исключены совсем, так как перестали рассматриваться как преступные деяния.
Уголовное уложение определило следующие наказания за нарушение ограждающих веру постановлений: заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, ссылку на поселение. Каторга на срок не свыше десяти лет устанавливалась за такое тяжкое преступление как оскопление с применением насилия и не свыше шести лет — без применения насилия. Каторга могла быть пременена и в случаях насильственного совращения христианина в нехристианство и за совращение в изуверную секту.
Составители проекта Уложения 1903 г. отказались от прежней, характерной для Уложения о наказаниях, системы группировки глав по предмету регулирования. В Уложении 1903 г. нет главы, имеющей название "О преступлениях государственных". Посягательства на государство, тем не менее, составляют определенную группу преступных деяний, включающую и собственно государственные преступления, и преступления против порядка управления, и противодействие правосудию, и нарушение постановлений о воинской и земских повинностях и многое другое.
Собственно государственные преступления были определены третьей, четвертой и пятой главами Уложения: "О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома"; "О государственной измене"; "О смуте".
При введении в действие этих глав высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 7 июня 1904 г." О некоторых изменениях в порядке производства по делам о преступных деяниях государственных и о применении к оным постановлений нового уголовного уложения"'^ законодатель четко определил отношение к указанным главам как содержащим составы государственных преступлений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.