№1. Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения.
Политические учения/доктрина – совокупность научных представлений о гос-ве и политике.
Гос-во – это такое организационное общество, в к. с 1стороны есть управляющие, а с др.управляемые.
Правовое учение – совокупность научных представлений о праве (нормы, институты, правовая культура и правовое сознание).
ИППУ изучает особенности и закономерности возникновения и эволюции научных представления о праве, гос-ве и политике.
Признаки доктрины:
1. научное представление.
2. доктрина должна отвечать на несколько принципиальных вопросов (что такое гос-во и право?Что такое политика?Какую цель должно преследовать гос-во и право?Какое место а гос-ве занимает эта доктрина.), т.е.она должне отвечать на вопрос зачем она по себе…
№2. Критерии оценки политико-правовых доктрин.
Каждая доктрина должна соответствовать закономерностям существования государственно-организационного общества.
Закономерности:
1. Гос-во живет тогда, когда все трудятся.
2. Люди должны существовать в мире и согласии (гос-во должно развивать совместную деятельность людей).
3. Правовая система гос-ва должна быть понятна гражданам, доступной, не противоречивой и максимально простой.
4. Принуждение как право (инструмент) принадлежит только гос.органам.
+ каждое гос-во преследует какие-то цели и задачи.
Каждая доктрина должна способствовать прогрессу общества (он выражается в улучшении кач-ва жизни каждого отдельного индивидуума).
Соответствие доктрине иерархия цели и гос-ва.
=)те доктрины, к.не соответствуют этим критериям признаются неэффективными, бесполезными и иногда даже подрывными и мятежными.
№3. Политические идеи в нецивилизованном обществе.
Под цивилизацией понимают довольно обширную совокупность культурных достижений человечества (письменность, проф.специализацию и город как тип поселения).
В нецивилизованных политических организациях присутствуют группы охотников и собирателей, а также примитивных землевладельцев и скотоводов.
В ней можно выделить несколько основных компонентов.
1. Полит. организация общ. рассматривается функционирующей сист., если полит. лидеры оказываются способными удовл. сист. нужд её людей.
2. Человек, который отдает своим партнёрам значительное кол-во материальных и духовных благ, чем получает от них, пользуется большим политическим влиянием (авторитетом), чем эти люди.
3. Максимально влиять на ход правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни могут люди, которые лучше остальных знают закономерности этих сфер человеческой жизнидеятельности.
4. При обсуждении полит. проблем позиция, занятая старшим человеком, для общественного мнения более весома, чем аргументированное мнение младшего.
5. Окружающие полит. организацию общества природные объекты одушевляются и рассматриваются в кач-ве таких же её членов, как и составляющие полит. организацию общ-ва люди.
6. Полит. организация общ-ва, в к. люди живут признается ими лучшей, чем окружающие её подобные образования. Их членам зачастую приписываются «-» кач-ва, которыми они обладают. Это способствует сплочённости полит.орг.общ-ва.
7. Имеют место простейшие способы осознания един-ва коренных долговремен. интересов всех членов полит.орг.общ-ва.
8. Мужчина обладает большими политическими правами, чем женщина.
9. Наибольшим полит.влиянием пользуется мужчина зрелого возроста, но не престарелый.
№4 Закономерности полит.орг. в произведениях Гомера
В поэмах "Илиада" и "Одиссея" сформулирован ряд закономерностей полит.организации общ-ва.
1. Сосредоточение сил каждого члена политической организации общества на том виде человеческой деятельности, к которому он больше всего способен.
2. Взаимообразный характер отношений между людьми, -залог стабильного общества.
3. Те, кто больше получают благ от политической организации общества, должны больше и давать ей.
4.Критерий оценки качества политического руководства - степень удовлетворения потребностей людей в политической организации общества.
№5– Древнегреческий поэт VII вв. до н.э. Гесиод о качествах образцового
полит. руководителя и правилах примерной жизни в гос-ве
Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода. Боги в его толковании выступают как олицитворение различных нравственно-правовых принципов и сил.
Правила примерной жизни в политически организованном обществе изложены в поэме «Труды и дни»:
1. Во всём соблюдай справедливость. «Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил. Злее всего тот дурного совета советчик страдает».
2. Усердно работай, чтоб голод тебя ненавидел.
3. «Только дающим давай, ничего не давай не дающим».
4. «Меру во всём соблюдай».
5. «Для смертных порядок и точность в жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок».
Качества руководителя: хороший оратор, умение помирить людей, ум и состояние обеспечить законность, справедливость и мир.
№6 – Политические деятели Древней Греции 6 - 7 вв. до н.э. о закономерностях государственной организации
1. Солон говорил, что политик – это волк среди множества собак. Законы как паутина – слабый в них запутается, сильный их разорвет. Возглавив гос. должность, не нужно выбирать себе дурных помощников, т.к все их ошибки будут приписаны к начальнику.
2. Периандр говорил, что нужно устранения выдающихся людей для того, чтобы они не смогли конкурировать с полит.руководителем.
3. По мнению Пифагора государственные деятели должны способствовать распространению среди народа религии, чтобы восставать против него никто не осмелился..
4. Клеобул адресовал политикам два требования: "забывай вражду"; "другу делать добро, чтобы он, был еще больше другом, а врагу - чтобы сделать его другом; тогда мы будем обеспечены против порицания друзей и козней врагов".
5. Хилой, первый спартанский эфор, считается автором двух знаменитых высказываний: "имея силу в своих руках, нужно быть снисходительным, чтобы окружающие не столько рабски боятся тебя; "тиран и у себя дома в опасности: я считаю счастливым того тирана, который умрет в своем доме естественной смертью".
№7 – Древнекитайский философ Конфуций о закономерностях политического управления
Он является автором множества высказываний по политической проблематике.
Цель любого правления достижение общего блага.
Гос-во – это большая семья, в к.правитель это отец, а все остальные это его дети. Правитель должен заботиться о детях, а дети должны быть послушными (патриархальная конц.гос-ва.).
Каждый должен заниматься своим делом.
Допускаются справедливые взятки, если народ ими не тяготится.
Каждому дозволено, открыто высказывать свое мнение о стиле правления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.