60.Концепции единства коренных долговременных интересов всех субъектов полит.организации об-ва в истории полит.учений.
В любом чел.об-ве происходит обмен продуктами и происходит в 3 формах:
1.внутри семьи и между родственниками и между друзьями
2.гос.перераспреджеление продуктов внутри об-ва(налоги, дотации, бюджетный процесс0
3. рыночный обмен => люди члены об-ва вынуждены кооперироваться и пользоваться продуктами деятельности других людей потому причинение вреда и мат.ущерба кому-либо автоматически уменьшает возможность пользоваться плодами его труда.
Т.о. в об-ве и гос-ве сущ.приоритет единства коренных долговременных интересов всех его субъектов. Исходя из этих интересов выделяют 2 типа людей: муравьи( труженики), и паразиты( халявщик), они живут за счет тружеников , безвозмездно потребляя излишки их труда, это приводит к тому, что труженики стараются понизить производительность труда, до уровня соответствия их прожиточного мin.
Выходы: 1)заставить работать паразитов,2)эквивалентное возмещение труженику изъятых у него продуктов труда.(Иеринг). Чем больше к эквивалентности норма обмена всей совокупностью мат. И не мат. Благ между людьми и организацией в политике, тем лучше обеспечивается удовлетворение ее населения и тем могущественнее общеполитийные руководящие структуры.
Для удовлетворения коренных долговременных интересов об-ва оптимальнее пользоваться и диктаторскими и демократичными методами руководства.
67. Проблема легитимности полит.руководства в политологии 20в.
Методы: -убеждение, -принуждение.
Легитимность- умение правителя обеспечить процветание подвластных и убежденность в этом качестве всего населения.
легитимность- это общественное признание власти и ее права на управление, т.о. Вебер полагал, что с помощью понятия легитимности модно описать характер и природу власти. Вебер выделял три типа легитимного господства:
1)традиционный, основан на том, что люди подчиняются власти на основе обычаев, традиций и т.д. В традиционной легитимности придание коренных долговременным интересам об-ва культового значения позволяет правителям обеспечивать себе легитимность даже при популярных решениях.
Легитимность как институт сущ.обьективно поскольку в управление гос-ом участвуют не все(М.Ману) , меньшинство делает историю, потому что правителям приходится добиваться признания подвластных.
2)харизматический (харизма- божественный дар) основан на вере в необыкновенные качества лидера, вождя. Харизматическое лидерство возникает в периоды социального потрясения и кризисы, когда утрачивается вера. Харизматическая легитимность основана на избранности правителя и его выдающихся качествах. Элман Сервис –полезность той или иной власти обусловлена покравительством невидимых сил вселенной.
3)Рациональная –Р.М.Бендт,К.Х. Берндт, Фейнберг. Легитимность часто выводится воли тех, кто находится под господством, через выборы. Эйзенштадт С.Н. в поисках легитимности политики стараются приобрести т.н. свободно плавающие ресурсы непривязанные к какой-либо группе или местности в данном гос-ве. Легитимность через свободно плавающие ресурсы реализуются путем распространения идей о господстве права. Рационально – легальный, люди подчиняются закону, а управление осуществляется на основе законов, особым слоем, который Вебер называет бюрократией. Однако это механизм находится под жестким контролем избранных народом политических деятелей.
Выделенные Вебером типы господства являются «чистыми» это скорее идеальные теоретические конструкции, нежели политическая реальность.
Однако легитимность не всегда явл. критерием долговременных коренных интересов об-ва. Выборы президента Украины 2004.
Идеальная модель явл. сочетание политики легальности и легитимности
64 Диктаторский способ политического управления в
политологии XX века
Диктатура не допускает свободного соревнования отдельных лиц и ассоциаций за
влияние на общеполитийные органы управления. Некоторые субъекты не допускаются
вообще к участию в управлении государства и, следовательно, управление
становится монополией отдельных лиц и групп.
Характерные черты диктатуры:
1. в управлении государством может участвовать далеко не каждый;
2. влияние на принятие властных решений возможно только в порядке субординации;
3. участие в государственном управлении зачастую осуществляется по принуждению.
При диктаторском методе политического руководства выделяются три категории
групп:
1 Управленцы;
2; Аппарат;
3; Подчиненный народ.
Для диктатуры характерно одностороннее принятие решений и навязывание его
нижестоящим структурам и лицам. Удовлетворение интересов простых граждан
возможно только через государство, но государство будет учитывать только
выгодные ему интересы граждан.
При диктатуре существует больше вероятности сопротивления власти:
a. Отсутствие свободы слова не позволяет спускать пар, что, следовательно,
приведет к накоплению негодования.
b. Критика власти не воспринимается правительством конструктивно, а всегда
оценивается как бунт.
c. Государство стремится предугадать желание народа. Из чего следует, что
массовое сопротивление власти наступает тогда, когда мера наказания за восстание
меньше чем вред от неудовлетворенности интересов. Именно до этих пор для
граждан характерно смирение и терпение.
"Верхи диктатур отдают себе отчет о многообразных связях с отвергающими
официальную политическую линию людьми лиц, составляющих общеполитийные
руководящие структуры, а так же о том, что эти связи наиболее сильны у
персонала не высшего, а среднего и особенно низшего звена органов
общеполитийного управления". Следовательно, "в таких условиях,
стремясь предотвратить возможные искажения своих политических планов при их
реализации той категорией состава общеполитийных управляющих структур, которая
особенно близка к людям, недовольным проводимой политикой, группы, монопольно
контролирующие общеполитийные системы руководства в диктатурах, сужают властные
полномочия всех общеполитийных органов, за исключением высших, одновременно
расширяя компетенцию последних". Таким образом, при диктатуре все властные
решения сосредотачиваются наверху, делегирование властных полномочий не
происходит. Существует настоящая централизация, когда решение местных вопросов
восходит к высшей власти.
Для диктатуры характерен большой объем публичного права, чем частного.
"Публичное право - общеобязательные для политической организации общества
нормы, при нарушении которых полномочия принудительного приведения их в жизнь,
преследования и наказания нарушителей принадлежат не потерпевшим от деликтов, а
общеполитийным органам специально созданным политией для реагирования в
подобных случаях".
А так же, в диктаторском способе политического управления преобладает
запретительный тип правового регулирования, то есть "Запрещено все, что
прямо не разрешено" (больше обязываний чем дозволений).
"В диктатурах нормативно-правовой акт вытесняет остальные источники право,
зачастую почти полностью, в то время как в демократиях в системе источников
права, помимо нормативно-правового акта весомую роль играют прецедент, правовой
обычай и т.д. В этом проявляется недоверие верхов диктатур и доверие
руководства демократий+" Следовательно, в этом проявляется недоверие
"верхов" диктатур.
В своей совокупности указанные черты диктаторских политико-правовых систем
характеризуются концепцией тоталитаризма. Тоталитарный контроль становится
наиболее вероятным, когда высшая власть устанавливается насильственными
антидемократическими способами, преступным является любой плюрализм и особенно
политический, как идеология, а так же происходит жесткая структуризация
общества (атомизация).
59. Концепции справедливости в истории полит.мысли
Справедливость в древние времена явл. одним из гл. критериев оценки эффективности конкретной полит. И пр. системы. Особенно это ярко проявилось в Греко-римской полит.мысли. Пифагор и его последователи, внесли большой вклад в изучение категории равенства, как мерило справедливости.
В Др.Греции появилось понимание арифметического и геометрического равенства. Арифметического – буквальное равенство, геометрическое- люди буквально относительно др. к др.
Справедливость понимается в двух смыслах:
-материальная справедливость
- формальная справедливость
При мат.сп-ти гос. и право должно предоставлять гражданам одинаковое благо, полит.руководители должны одинаково относится по всем гражданам, без симпатий. Все концепции мат. Справедливости были рождены в ходе понимания античными философии, несоответствие принимаемых законов и реальной практики деят. гос. органов. Мат. справедливость никогда не сможет быть достигнута из-за невозможности полного воплощения всех целей и идеалов в системе общеобязательных норм.
Формальная справедливость- это одинаковое отношение правовых норм ко всем гражданам, предоставление людям равных возможностей. Ворм. сп-сть подразумевает точную, беспристрастную и беспрепятственную реализацию реализацию юрид.норм ( Спиноза, развил Поспешил)
Предпосылки юрид. справедливости:
-действия предписываемые или запрещаемые нормами права , что их выполнение можно ожидать от разумных людей
- все подобные дела должны рассматриваться подобным же образом.
-нет правонарушения не предусмотренного нормой права
-суд.процесс регламентирован
-все правовые нормы логически согласованы друг с другом.
-в полит системе имеет место господство права
Левелин: правовым гос-во будет тогда, когда полит. субъект сформулировавший юрид.норму связал его до тех норм, пока она в установленном порядке не отменена и не изменена.
Форм.стп-сть так же полностью недостижима, во –первых всегда присутствует в жизни людей субьективизм, во вторых реальная жизнь всегда опережает в законах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.