Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 17

Социалистическое гос-во сугубо интернационально. Оно подразумевает ликвидацию всех гос.границ и создание всемирного советского гос-ва.

№58. Советская теория права.

После Октябрьской революции сис-ма права в СССР развивалась под влиянием марксистского учения. Все существовавшие ранее концепции были отвергнуты.

1) 30-40 е гг. выработано понимание права как совокупность обязат.юр.норм, выработанных гос-вом (Полянский, Александров).

2) Пионтковский предложили понимать под правом помимо норм также и правоотношения.

3)  Я.Ф. Миколенко высказался за включение в понятие права еще и правосознания.

Для советской прав.сис-мы хар-ны ошибки и просчеты. Не было четкого определения права, его сущности, назначения.

№59. Концепции справедливости в истории политической мысли.

2) содержание любого общеобязат.правила явл-ся справедливым, если оно соотв-ет идее соц.идеала.

3) под компонентами матер.справедливости чл.полит.структур и др. полит.орг-ций понимают рациональность порядка и последовательность задач. ( но некоторые-др.теор.положения, н/п одинаковое отношение управл.органов ко всем членам полит.орг-ции. Никакой член не может быть пожертвован для обслуживания др.)

4)формальная справедливость- точная, беспрепятственная реализация юр.норм. Для ее обеспечения- режим законности.

5) условия реализации форм.справедливости в полит.теле:

а)действия, предписываемые или запрещаемые нормами права такие, что из осущ-ние или избегание осущ-ся разумными людьми. Б) подобные дела рассм-ся подобным образом в) нет правонар., не предусмотр.юр.практикой. г) правила юр.процесса д) непротиворечие прав.норм е) господство права

№60-. Концепции единства коренных долговременных интересов

В любом человеческом обществе происходит обмен продуктов в 3х плоскостях: а)между друзьями, семьями, родственниками; б)государственное перераспределение продуктов внутри общества; в)рыночный обмен (производитель сам решает Каму сколько дать). СЛЕДОВАТЕЛЬНО. Люди, члены общества вынуждены кооперироваться и пользоваться продуктами деятельности других людей, потому причинение вреда и материального ущерба кому-либо автоматически уменьшает возможность пользоваться плодами его труда. Т.О в обществе и гос-ве существует приоритет единства коренных долговременных интересов всех его субъектов.

Исходя из этих интересов существует 2 типа людей: «муравьи» и «паразиты».

Паразиты существуют за счет тружеников, безвозмездно потребляя излишки их труда. Это приводит к тому, что труженики стараются понизить производительность труда до уровня, соответствующего прожиточному минимуму.

Чтобы это не произошло существует 2 выхода: 1)заставить работать паразитов. 2)эквивалентное возмещение труженику изъятых у них продуктов труда (Рудольф Иеринг).

Чем ближе к эквивалентности норма обмена всей совокупности материальных и нематериальных благ между людьми и организациями в политии, тем лучше обеспечивается удовлетворение потребностей её населения и тем могущественнее общеполитийные руководящие структуры.

Для удовлетворения коренных долговременных интересов в обществе оптимальнее пользоваться и диктаторскими и демократическими методами руководства.

концепция единства интересов явл-ся частью кр.полит.учений (Конфуций, Артхашастра, Марк Аврелий

самые известные доктрины включают идею, когда люди имеют в виду ближайшую пользу, жертвуя отдаленной=> истинная полития хар-ся дальнозоркостью.

ГЕСИОД: «зло на себя замыслит, кто зло на др.замыслит». ИЕРИНГ: «каждый, действуя для других, действует для себя».

№61. Основные направления полит.идеологии…

3 осн.напр-ния: *демокр. * национ-зм (см.№62) * ком-зм.

Демокр.: А) граждане включены в принятие полит.норм. Б) в нек.степени- равенство граждан, свободы. В) представит.правление, господство права, определенная степень образованности людей.

Коммунизм: А)предполагалось арист.правление Б) прав.нормы принимаются без участия больш-ва граждан, а навязываются им сверху. В) почти полное мат.равенство граждан. Г) меньшая свобода в части поведения + анархизм, фашизм, двидение сторон.окр.среды, религ.иедологии

№62. национализм.

А)Национализм- идеология необычайного  вида, т.к. она  порождает все другие идеологии, т.е. национализм- часть других идеологий, т.е. универсальна.

1)Присуще нац.сознание.

2)Нац.принадлежность.

3)Сущ-ние опред.территории, хотя некоторые нации не имеют отд.гос-ва.

4)Патриотизм.

5)Требование деят-сти для усиления этой группы. Корни нац-зма- история предков, создавших нац.принадлежность (геогр.среда, язык, религия). Интеграция  в единое целое=> создание единого народа.

Б)Многонац.гос-во должно учитывать интересы всех входящ.в него народов. Но в нац-зме главное- создание единой этнич.общности.

В)Явл-сь одним их основ фашистской идеологии.

№63. Политологи ХХ века о демократическом методе политического руководства.

Демократический метод полит.руководства подразумевает свободное соревнование отдельных лиц и ассоциаций за влияние на общеполитийные органы управления.

Признаки руководства: 1)Каждый может участвовать в управлении гос-ва (прямо/косвенно); 2)За участие в управлении между субъектами существует конкуренция; 3)Участие в управлении является свободным, это право, а не обязанность.

«Чаще всего в демократиях, в управлении участвуют отдельные немногочисленные группы активных граждан. Среди них выделяют управленцев (прямо руководят) и лобби (оказывают давление). Большая часть населения – это публика».

Стимулом в управлении гос-ом для всех групп населения является удовлетворение их прямых или косвенных интересов посредством гос.политики. Следовательно, при демократии быстрее и дешевле реализовывать свои интересы через гос-во чем самому.

В демократии гораздо меньше предпосылок для сопротивлении власти.

Предпосылки:

1)демокр.метод позволяет гражданам свободно выплескивать свое недовольство и критиковать власть.

2)массовая критика власти однозначно поворачивает курс гос. политики в сторону интересов масс.

3)как правило, управленцы и лобби стараются предугадывать желания народа, следовательно, недовольство власти явление достаточно редкое.