6)о позиции большинства в полит-х вопросах. Сенека: «одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности». Мы не должны следовать стадному инстинкту.
7)о наилучшем образе жизни гражданина гос-ва. Марк Аврелий: «каждый день проводить как последний в жизни, быть чуждым суетливости, бездеятельности, лицемерия» – совершенный характер гражданина гос-ва.
Лукреций: сначала человеч.жизнь была примитивной> благодаря более даровитым людям начали совершенствоваться(огонь, судостроение, обработка полей…)>»дружба» с соседями>царская власть+богатство>смуты( каждый стремился к власти). Люди устали и согласились на иго законов. Страх наказания омрачает все соблазны.
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до. н.э.). Он впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства.
1)Государство– вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство выступает в 3-х формах(простые). Критерием является количество властвующих (один, меньшинство, большинство): 1)царская власть; 2)аристократия (власть оптиматов); 3)демократия (всё находится в руках народа). Эти формы не совершенны, но терпимы. Идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Он употребляет такое выражение, как «равновесие» этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.
2)Ц. сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:1)воздержанный; 2)красноречивый; 3)справедливый; 4)должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства 5)должен владеть основами права.
3)Справедливость заключается в: никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это; все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;
4)Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.
Писаное право делит на частное, общее и право народов.
Источники: Ветхий и Новый завет. Содержание:
1)образ полит.руководителя,
2)легитимация его власти «правителя нужно избирать такого, какого избирает сам бог», критерием богоизбранности считается исполнение слова, сказанного претендентом от имени бога,
3)гос-во носит иррациональный хар-ер – внешне, и рациональный на деле,
4)как приобрести полит.авторитет: «хочешь быть первым, будь всем слуга», «просящему всегда дай», «прощай долги всем, кто не в состоянии их отдать», следовательно «давай всем в займы и будешь над всеми господствовать»,
5)о межнациональных отношениях: «во множестве народа величие царя, а при малолюдстве народа – беда царю», следовательно, нужно повышать демографию и не притеснять приезжих (пришельцев),
6)о правильном образе жизни человека: «возлюби ближнего своего как самого себя», «начальника в народе не поноси», «не следуй за большинством на зло», «не повторяй дурных примеров», «не льсти», «бойся царя, с мятежниками не общайся», «нет ничего лучшего как веселиться и делать добро в жизни»,
7)о насильственных действиях с целью захвата власти: «если в стране вспыхнула гражданская война, то царство разрушается», «для того, чтобы одолеть мятежников придерживайся формулы: поражай пастыря и рассеются овца стадам».
Раннее христианство. Самым ранним памятником является Апокалипсис (Откровения Иоанна) (68-69 г.г.). Существует 4 Евангелия, обосновывающих христианскую религию, содержащие послания апостолов. Часть произведений из них была канонизирована (послания Марка, Иоанна, Луки).
В ожидании пришествия ранние христиане объединялись в общины, в которых воплотилась идеология христиан. Они основывались на демократических началах. Все, кто вступал в них обобщали своё имущество с общинным. В них существовал общий труд.
Основные идеи: 1)равенство; 2)непротивление насилию; 3)всеобщность труда; 4)воздаяние равным за равное.
Официальное христ-во. Оно восприняло позицию непротивления насилию. Выделялось духовенство, которое стояло над верующими, господствовало над ними.
Учреждалась должность патриарха, архиерея, папы, митрополита. В офиц.христианстве при возникновении иерархии всех, кто выступал против нового порядка, объявляли еретиком . подготавливалась почва для превращения христианской религии в религию государственную. Право рассматривалось как справедливость, идущая от бога.
№17. Политико-правовые взгляды Августина.
Аврелий Августин один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. «О граде Божием», «О свободной воле».
1)В мире существует 2 царства – «град божий»(на небе) и «град земной» (основан Кайном).
2)Град божий выполняет определенную миссию – обеспечение хоть какого-то порядка на земле и приближение людей к граду божьему. Самым главным проводником в божий град является церковь. И в зависимости от этого земные гос-ва делятся на 2 типа. А.)основанные братоубийцами. В них присутствует грех, несправедливость, насилие, не признается церковь, Б.)христианское гос-во, забота о подвластных, добро, справедливость, общество верующих, церковь признается.
3)Разбойные и грешные гос-ва следует насильственно приобщать к церкви, вооруженным путем искоренять ересь
4)Августин оправдывает рабство, источником явл.вина людей и их грехи.
5)Оправдывая ЧС и деление на бедных и богатых, он говорит, что бедные нужны, чтобы испытать богатых, а богатые, чтобы помогать бедным.
6)Августин выделяет шесть периодовв жизни человечества: младенческийпериод, детство, юность, зрелость,начало старости - время,когда душа постигает бога
7)Вместо одной мировой державы лучше было бы существование множества маленьких государств, живущих между собой в мире.
Государство, в котором игнорируется право- погибшее государство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.