1)Идея возникла в Др.Греции и Риме( Сократ, Аристотель, Цицерон). Ест.право есть право природы и разума человека=>справедливо для всех гос-в.
2) Теория больших и малых гос-в.
3) Фома Аквинский.
4) теория сложилась в 17-18 веке. (Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье- период разложения феод-зма и великих бурж.революций.). Осн.задача законодаетля –открыть общие законы.
5)В России- под отмену креп.права.
6) основные принципы- прирожденные, неотчужд.права человека (свобода, равенство, семья).
7) ИЕРИНГ, ШТАМЛЕР: у каждого гос-ва свои особенные черты.
8) ДИККЕНСОН: каждый правоприменитель имеет свободу выбора источника права .
9) совр.теория естеств.права: *общие нормы *нормы совокупности гос-в * инд.нормы. Часто исп-ся в револ.идеях..
№69. Позитивистские теории права ХХ века.
1) Общеобяз. соц. нормы- система специфич. предписаний должного, адресованного пол. орг-цией всем ее субъектам.
2)Озабочены достижением согласованности юр.норм, без чего немыслимо единство гос.политики.
3)Прав. нормы – правила решений общеполитийных управляющих органов, образцы поведения всех интегрированных в пол. орг-ию О-ва индивидов. Прав. нормы для ’’плохого человека’’ – это угрозы, кот. идут со стороны рук-ва.
4) Позитивистская доктрина отрицает теорию естеств. права. Право – продукт гос. воли, суверенной власти.
5) Требует принимать действующее право таким, какое оно есть, а не должно быть. Формула – «закон есть закон».
6) Государство – логическое следствие права, его продолжение.
№70. Теория разделения властей.
Идея разделения властей нечалась от идеи разделения труда.
Д.Локк – основопложник «власть должна разделиться между зак и исп».
Монтескье 18век «власть должна разделиться на зак, суд, исп».
Джефферсон (США) автор статей Федералист добавит в ТРВ необходимость системы сдержек и противовесов.
В 19веке ТРВ легли в основу европейской конституции.
В Англии зародилась идея парламентаризма (форма устройства гос.вл.где существует разделение вл.,но парламенту принадлежит ведущая роль)МИЛЬ.
Практика разделения вл.может реализовывоться разными способами.(выражается в форме правления):Президентская, полупрезид., парламентская республики, дуалистическая, парламентарная монархии.
Кроме 3х ветвей власти выделяют гражданскую власть.
Некоторые выделяют 5 ветвей вл.: зак, суд, исп, президентскую, контрольную.
Чиркин выделяет несколько признаков ветвей вл.:1)наличие собственной сферы регулирования общественных отношений, специфической функцией гос.упр. 2)наличие собственного аппората,т.е органов, учреждений, чиновников. 3)самостоятельность, неподчиненность другим ветвям власти.
Концепции неприятия принципа разделения вл:
Абсолютизм монархической власти, т.е если в стране существует абсолютная монархия, то попытки разделения властей не получатся.
Авторитарный и тоталитарный режимы (единоличная диктатура не подразумевает разделение вл.).
Концепция народного суверенитета, т.е вл.пренадлежит народу, она едина и неделима.РУССО
Коц.демократического централизма. Вся полнота власти сосредоточина в едином центральном органе народного представительства. Таким орг.стали советы депутатов. ТРВ закреплено в конст.РФ
№71. Социологические концепции права ХХ века.
1) прав. нормы -явление челов. мышления в макс. пол. орг-ции, т.е. правила специфич. совместной деятельности.
2) Социолог.подход связан с постижением становления и реализации общеобязательных правил поведения в сознании людей. Для всестороннего познания права важно фокусировать внимание не только на его собсв. системе, но и на праве в системе обществ. отношений. Поле исследования – вся совокуп. общ.отношений в полит. теле, право кот. он собирается постичь.
3) К социолог. направлению относится историч. школа , кот. имела консерват. хар-ер. Юридико-социолог. школы нач. ХХ века (Муромцев.Эрлих…) требовали актив. деятельности законодателя. 3 концепции юридико-социологического направления: 1)ключев. понятие – правоотношение. 2) Правосознание. Право – порождение индивид. сознания или коллектив. представлений, кот. преобладают в обществе (психолог. теория Петражицкого). 3) Правовой плюрализм . Гос-во не может и не должно охватить все живое право, кот. действуют в обществе. У гос-ва нет монополии на право.
№72 Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии.
Выделяют 2 этапа развития «учений» о правовом государстве:
1 этап – с древнейших времен и до середины ХХ века. Основная идея – ограничение государство законом.
Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании.
Европейский ученый Нового времени К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах. А когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой пит политической системы, где реальным было уважение к суду, и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях
Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод гр-н получили в работах Ш. Монтескье
2 этап – это уже 2 половина ХХ века. Здесь происходит «возрождение» идей о правовом государстве.
Ученые видят этому две предпосылки:
А. Вторая Мировая Война, которая потрясла мир, показав его хрупкость и нестабильность.
В. Трагедии, случившиеся в 1945г. – Хиросима и Нагасаки, - которая еще раз показала непрочность мира, ввергая тем самым людей в ужас.
Лишь после этих трагичных событий в обществе вновь воспылали идеи о «правовом государстве», заставляя задуматься: каждый ли закон есть правовой закон?!
Отвечая на этот вопрос, ученые особо отметили, что закон станет правовым лишь тогда, когда он ФАКТИЧЕСКИ обозначает свободу людей и неприкосновенность личности и т.п.
Следующие признаки:
-Верховенство права (правового закона)
-Юридически закрепленный приоритет прав и свобод человека
- Взаимная ответственность государства и человека
-Наличие эффективного механизма защиты прав и свобод (т.е. судебная защита).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.