Прокоповичуделял большое внимание политической и правовой проблематике.1) Образованию гос-ва предшествует естественное состояние. В естественном состоянии люди опаснее хищников. Движимые разумом и божественным промыслом, люди решают выйти из этого состояния — разрозненные семьи объединяются и образуют «гражданский союз». Вслед за этим они соглашаются на установление верховной власти. С будущим государем заключается договор, они не имеют права его расторгнуть. 2)Он различал несколько «образов высочайшего прав-ва» — демократию, аристократию и монархию+смешанные. Ф. Прокопович резко критикует аристократию и демократию. Аристократия приводит к разногласиям в среде правящих. Еще хуже демократия, т.к. мятежи и смуты (+ может существовать только в малых гос-ах). Монархии разделяет на ограниченные и неограниченные. Лучшим «образом правления» является неограниченная монархия. 3)Он решительно отвергает притязания церкви на превосходство перед светской властью.
Идеологом «просвещенной монархии» был В.Н. Татищев, им была разработана оригинальная
1)Человек является существом вольным. Для пользы человека оказалось необходимым наложить на него «узду неволи». различает узду «по природе»(родители, узду «по своей воле»(холопы, слуги) и узду «по принуждению».
2)вопрос о формах правления. =Аристотелю(3правильных/«порядочных», и 3неправильных+смешанные). Выбор лучшей формы для каждой страны зависит от обстоятельств. Лучшей формой для России он считал монархию. Мыслитель убеждал, что в России невозможны ни демократия(большая тер.), ни аристократия(ист.опыт).
3)Монарх подобен господину в своем доме-гос-ве он предлагал создать при императрице совещательный совет и «нижний совет». Выборы в эти органы должны были проводиться узким кругом должностных лиц и утверждаться императрицей.
И. Т. Посошков(идеи нарожд.буржуазии).1)Он последовательно проводит идею «общего блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх. Стране нужна сильная централизованная власть, способная твердо проводить политику «общего блага», примирять враждующие общественные силы. Власть царя=власти бога.2)Предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности перед гос-ом. 3)Важным гос. органом он считал «особливую канцелярию(глава- генералпрокурор)4).Чтобы установить «правый суд», он предлагает устрашать судей.
Иммануил Кант (1724-1804). Приверженец либерального направления( +Гегель). Последователь Руссо( Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права))..
Он говорил, что форма гос-во может быть либо автократической, либо демократической, либо аристократической. Самая простая автократическая(отношения короля к народу). Аристократическая – отношения знатных между собой в кач-ве законодателей(их цель быть сувереном), а затем отношения суверенов к народу. Самая сложная демократическая: она сначала должна объединить волю всех (образовать народ), затем объединить волю граждан, а лишь потом во главе образованной общности поставить суверена. (наилучшая форма пр. – автократическая, однако и наиболее опасная т.к легко может перерасти в деспотию).
Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон». Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (основная её задача – защита собственности). По мнению Канта, зак.вл.может принадлежать только объединенной воле народа. Законодатель не может одновременно быть правителем т.к.правитель подчиняется закону – суверену. Суверен может лишить его власти, снять его или же преобразовать его правление. Ни законодатель, ни правитель не может заниматься судом. Все это позволяет сказать, что3ветви власти: во-первых, координируют между собой(доп.др.др),во-вторых, они подчиняются др.др. =>все3ветви вл.призваны помогать др.др.,но ни1не может узурпировать функции другой. Источник установления законов – ограниченный круг людей. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо чел-ва – мир.
№34.Политические учения в России в 2ой п 18в.
Семён Десницкий (1740-1789). Русский учёный, юрист, профессор права. Считал, что юристу надо знать 4 науки: философию, естественное право, римское право, отечественное право. Стоял на позиции естественной школы права. Труды – «Проект гос-енного преобразования», «Представление об учреждении зак-ой, судительной и наказательной власти в Российской империи».
Предлагал преобразовать из абсолютной в конституционную монархию, с выборным царём (избирал Сенат). По структуре представительный орган должен быть однопалатным, состоять из600-800лиц. Избирать туда не по сословному принципу, а по имущественному цензу(на 5 лет). Без жалования. Государственный строй подразумевал не три власти, а четыре: 1)зак.– у монарха с Сенатом; 2)судительная – у судебных органов, несменяемых и независимых; 3)наказательная – у местной административной власти; 4)гражданская – самоуправление (власть выборная) в Москве, С.-Пб. И губернских городах. Основания властвования одних над другими: а) телесные качества б) хитрость, проворство, предвидение, прозорливость; в) превосходство, богатство. Цель государства – обеспечение природных неотъемлемых прав человека. Он стоял за постепенное изживание крепостничества.
Ему принадлежит концепция происхождения гос-ва и права, состоящая из4-х ступеней:1)охота и собирание: отсутствие частной собственности, семьи; 2)скот-во: появляется стремление иметь много жён;3)земледелие: нежелание разделить собственность между наслед-ми;4)коммерческое состояние: собственность получает полное развитие, происходит развитие гос-ва. Это порождает феодальное правление.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.