Божественным и человеческим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия вечного закона, Вечный закон определяет естественный порядок и естественное право. Тем самым естественное право возводится к богу. В языческом обществе и у языческих народов нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности.
№18. Политическое учение Фомы Аквинского.
8в н.э «Сумма теологии».
В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство).
Наилучшая форма правления та, которая явл.частично аристократией, монархией, демократией, т.е одна стоит над всеми в силу своего превосходства, несколько обладает управленческими полномочиями в силу своей добродетели. Все граждане имеют право быть избранными на руководящую должности, причем правитель выбирается всеобщим голосованием.
Цель государственности — «общее благо».
Право – это некий план действия по достижению данной цели. Он один из основоположников теории общественного права.
Теория естественного права: согласно этой теории существует некое всеобщее и неизменное право, установленное свыше (указ разума). Земные правители полномочны конкретизировать это право в своих законах, но они не должны противоречить естественному праву.
Отличие права от др.соц.норм: право создается только гос.органами, правовые нормы общеобязательны для исполнения, земные законы склонны к изменению (модернизируется человеческий разум, изм.жизненные обстоятельства), всякое изм.права вредно для общества.
О формах правотворческой деятельности: из 2х форм создания норм – путем принятия (издания законов) и путем вынесений судебных решений более эффективна 1ая форма т.к: легче найти немного мудрых для создания законов, чем много мудрых для правосудия; легче отличить правильное от неправильного при рассмотрении многих случаев, чем одного; при вынесении суд.приговора больше вероятности субъективизма и отклонения от главной цели гос-ва – общего блага граждан.
№19. Исламская политическая доктрина.
Основы исламской политической доктрины изложены в священной книге мусульман Коране. Здесь Бог определен как «истина». Причем предполагается, что ею проникнуто все содержание Корана, в том числе и те его фрагменты, которые посвящены закономерностям гос-ва и права.
Положения полит-ой теории.1.О необходимости повиновения народа политическим руководителям и отрицании принципа принятия политических решений по большинству голосов. Люди должны подчинятся разумным власть имущим на земле. Неразумные среди политических руководителей – не от Бога, а самозванцы.
2.О справедливости в гос-ве. Бог «дал преимущество перед сидящими со сложенными руками в великой награде…и прощении, и милости».
3. О принципах примерной жизни людей в политической организации об-ва. а) люби ближнего. Все, что потратил из блага воздаться тебе. Б), граждане гос-ва обязаны выполнять договоры друг с другом. В) политической орг-ии общ-ва необходим неэквивалентный обмен материальными благами между бедными и богатыми, дающий большую выгоду бедным. Г)граждане гос-ва не должны разрушать окружающую их природную среду. Д) кто стремится к усовершенствованию, тому будет воздано более, чем тому, кто живет сегодняшним днем.
4.О задачах политических руководителей. Правители обязаны примирять ссоры в гос-ве и обеспечивать господство справедливости в отношениях между людьми.
№20. Развитие русской политической и правовой мысли в XI-XIVв.в.
Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю.Закон призван определять внешние поступки людей. Закон и Истина не противопоставляются друг другу—они показаны во взаимодействии. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодатикакидеала христианина. «Слово о Законе и Благодати» утверждает идею о равноправиивсех народов, живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. В «Слове...» он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.
Владимир Мономах (1053—1125). «Поучение детям», «ПосланиеОлегу Черниговскому». «Поучение»: ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. 1)Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины,не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». 2)Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести=>неприятие смертной казни. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. 3) о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но подчиненное место.
Даниил Заточник. «Молении» выражало тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти. Центр.политидея- образ великого князя, он явно идеализирован. Даниил последовательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться наих Совет (Думу). Князю необходимо уметь выбирать советников. Форма власти у Даниила =Мономаху; Боярское самоуправство осуждается автором. Оно беззаконно, несправедливо, порождает неурядицу.Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением последнего. Впоследствии к его труду обращались многиерусские мыслители других эпох.
№21. Новая наука о политике. Н. Макиавелли( дипломат и политик).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.