Испытание – экспериментальное определение количественных и качественных характеристик, свойств объекта, страница 4

2.  Образцы, отражающие высший мировой уровень на настоящий период (серийно выпускаемые, превышающие на параметры не менее чем на 3%).

3.  Образцы, отражающие новые научно-технические достижения, соответствующих потребностям нормируемых характеристик, отличаются от существующих мировых не более чем на 3%.

Срок действия базового образца устанавливается ведущими органами, международными комитетами, потребностями рынка.

Методы определения показателей качества

1.  Измерительный метод обеспечен метрологическими средствами, методиками, испытательным оборудованием и позволяет определить показатели качества с заданной точностью.

2.  Регистрационный метод основан на наблюдении в процессе испытаний и применяется для получения технических характеристик, показателей стандартизации, унификации, характеристик надежности и т.д.

3.  Расчетный метод использует теоретические и эмпирические зависимости показателей качества продукции от ее параметров. Этот метод применяют для получения предварительных технических характеристик, таких как погрешность, производительность, мощность, надежность, металлоемкость и др. Метод использует различные виды моделирования.

4.  Органолептический метод использует органы чувств человека. Достоверность и точность полученных оценок качества продукции зависит от личных характеристик специалиста. Метод субъективный и показатели качества оцениваются в баллах.

5.  Экспертный метод основан на получении и обобщении результатов восприятия группы экспертов. Эксперты используют опыт работы, теоретические знания, интуицию и т. п. Эксперты – ведущий специалист в определённой области.

6.  Социологический метод основан на сборе и анализе обработки мнений фактических и возможных потребностей продукции (студенты, инженеры, рабочие, семья). Этот метод является субъективным, зависит не только от эксперта, но и от среды, где реализуется данная продукция.

Алгоритмы выбора базового образца.

1.  Аналитические и прогнозные обзоры.

2.  Коньюктурная и экономическая информация.

3.  Государственные и отраслевые стандарты.

4.  Описание отечественных и зарубежных изобретений.

5.  Отчёты (протоколы) по испытаниям отечественных и зарубежных образцов продукции.

Последовательность операций по выбору базового образца.

1.  Сбор и анализ информации об отечественной и зарубежной продукции (лучшие представители).

2.  Выбор классификации показателей качества (схемные решения, конструктивные, технологические и т. п.).

3.  Выбор методов определения аналога продукции.

4.  Формирование аналоговой группы (8 – 15 образцов).

5.  Установление лучших отечественных и зарубежных образцов (3 – 5).

6.  Выбор базового варианта (1 – 2).

Методы оценки уровня качества продукции.

1.  Основные методы оценки.

1.1.  Дифференциальный.

1.2.  Комплексный и интегральный.

1.3.  Смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей качества продукции и сопоставлении их с соответствующими значениями базового варианта.

Относительные показатели:

 - показатель качества.

 - показатель качества.

* - показатели разрабатываемого варианта.

 - показатель базового варианта.

          Из двух формул выбирают для расчёта ту, по которой улучшение качества разрабатываемой продукции приводит к увеличению значения относительного показателя.

2.  Оценка показателей, имеющих ограничения (min - max).

Комплексный метод разбивается на два подметода:

-  множество свойств

,

где  - годовая производительность;

      * - средняя продолжительность нахождения самолета в рейсах, час.;

      * - эксплуатационная скорость самолета, км/ч.;

      * - номинальная вместимость, чел.;

       - вместимость, коэффициент использования самолета, %;

     * - коэффициент использования полета (длительность полета, загрузка);

      * - коэффициент использования самолетного парка.

-  интегральные показатели

С помощью этого метода определяем отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления единицы продукции в течении определенного времени к суммарным затратам на ее создание, обеспечение и использование.

,

где  - суммарный полезный эффект использования единицы продукции в     течении расчетного срока времени, выраженный в единицах;

           - суммарные затраты потребителя на единицу продукции, включая ее приобретение, ввод в эксплуатацию в течении расчетного времени, выражается в грн.

Смешанный метод использует первые два метода.

Карта уровня (КУ)

          Карта технического уровня разрабатывается на этапе маркетинга и дальше уточняется и корректируется на всех этапах жизненного цикла.

Основные этапы жизненного цикла

1.  НИР (технические предложения, эскизный проект, испытания макета).

2.  ОКР. На этапе документация передается опытному заводу, изготавливаются опытные образцы и проводят различные виды испытаний. Результаты испытаний обрабатываются и уточняются реальные характеристики прибора. По результатам испытания опытных образцов корректируется карта уровня.

3.  Серийное производство. На данном этапе периодически проводят различные виды испытаний, на которых контролируют технический уровень и качество изготавливаемого прибора, и соответствие его требованиям ТЗ и ТУ.

4.  Аттестация (сертификация). Аттестация проводится на приборах, которые не вносятся в гос. реестр (НСИ). Сертификация осуществляется на серийном или массовом производстве (приборы внесены в гос. реестр).

5.  Снятие производство. С производства снимаются изделия, которые морально устарели, либо их модернизируют и соответственно корректируют карту уровня под новые показатели.

Содержание карты уровня.

1.  Титульный лист

1.1  Полное наименование прибора.

1.2  Условное обозначение.

1.3  Данные о разработчике.