2. Образцы, отражающие высший мировой уровень на настоящий период (серийно выпускаемые, превышающие на параметры не менее чем на 3%).
3. Образцы, отражающие новые научно-технические достижения, соответствующих потребностям нормируемых характеристик, отличаются от существующих мировых не более чем на 3%.
Срок действия базового образца устанавливается ведущими органами, международными комитетами, потребностями рынка.
1. Измерительный метод обеспечен метрологическими средствами, методиками, испытательным оборудованием и позволяет определить показатели качества с заданной точностью.
2. Регистрационный метод основан на наблюдении в процессе испытаний и применяется для получения технических характеристик, показателей стандартизации, унификации, характеристик надежности и т.д.
3. Расчетный метод использует теоретические и эмпирические зависимости показателей качества продукции от ее параметров. Этот метод применяют для получения предварительных технических характеристик, таких как погрешность, производительность, мощность, надежность, металлоемкость и др. Метод использует различные виды моделирования.
4. Органолептический метод использует органы чувств человека. Достоверность и точность полученных оценок качества продукции зависит от личных характеристик специалиста. Метод субъективный и показатели качества оцениваются в баллах.
5. Экспертный метод основан на получении и обобщении результатов восприятия группы экспертов. Эксперты используют опыт работы, теоретические знания, интуицию и т. п. Эксперты – ведущий специалист в определённой области.
6. Социологический метод основан на сборе и анализе обработки мнений фактических и возможных потребностей продукции (студенты, инженеры, рабочие, семья). Этот метод является субъективным, зависит не только от эксперта, но и от среды, где реализуется данная продукция.
Алгоритмы выбора базового образца.
1. Аналитические и прогнозные обзоры.
2. Коньюктурная и экономическая информация.
3. Государственные и отраслевые стандарты.
4. Описание отечественных и зарубежных изобретений.
5. Отчёты (протоколы) по испытаниям отечественных и зарубежных образцов продукции.
Последовательность операций по выбору базового образца.
1. Сбор и анализ информации об отечественной и зарубежной продукции (лучшие представители).
2. Выбор классификации показателей качества (схемные решения, конструктивные, технологические и т. п.).
3. Выбор методов определения аналога продукции.
4. Формирование аналоговой группы (8 – 15 образцов).
5. Установление лучших отечественных и зарубежных образцов (3 – 5).
6. Выбор базового варианта (1 – 2).
Методы оценки уровня качества продукции.
1. Основные методы оценки.
1.1. Дифференциальный.
1.2. Комплексный и интегральный.
1.3. Смешанный.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей качества продукции и сопоставлении их с соответствующими значениями базового варианта.
Относительные показатели:
- показатель качества.
- показатель качества.
- показатели разрабатываемого варианта.
- показатель базового варианта.
Из двух формул выбирают для расчёта ту, по которой улучшение качества разрабатываемой продукции приводит к увеличению значения относительного показателя.
2. Оценка показателей, имеющих ограничения (min - max).
Комплексный метод разбивается на два подметода:
- множество свойств
,
где - годовая производительность;
- средняя продолжительность нахождения самолета в рейсах, час.;
- эксплуатационная скорость самолета, км/ч.;
- номинальная вместимость, чел.;
- вместимость, коэффициент использования самолета, %;
- коэффициент использования полета (длительность полета, загрузка);
- коэффициент использования самолетного парка.
- интегральные показатели
С помощью этого метода определяем отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления единицы продукции в течении определенного времени к суммарным затратам на ее создание, обеспечение и использование.
,
где - суммарный полезный эффект использования единицы продукции в течении расчетного срока времени, выраженный в единицах;
- суммарные затраты потребителя на единицу продукции, включая ее приобретение, ввод в эксплуатацию в течении расчетного времени, выражается в грн.
Смешанный метод использует первые два метода.
Карта уровня (КУ)
Карта технического уровня разрабатывается на этапе маркетинга и дальше уточняется и корректируется на всех этапах жизненного цикла.
Основные этапы жизненного цикла
1. НИР (технические предложения, эскизный проект, испытания макета).
2. ОКР. На этапе документация передается опытному заводу, изготавливаются опытные образцы и проводят различные виды испытаний. Результаты испытаний обрабатываются и уточняются реальные характеристики прибора. По результатам испытания опытных образцов корректируется карта уровня.
3. Серийное производство. На данном этапе периодически проводят различные виды испытаний, на которых контролируют технический уровень и качество изготавливаемого прибора, и соответствие его требованиям ТЗ и ТУ.
4. Аттестация (сертификация). Аттестация проводится на приборах, которые не вносятся в гос. реестр (НСИ). Сертификация осуществляется на серийном или массовом производстве (приборы внесены в гос. реестр).
5. Снятие производство. С производства снимаются изделия, которые морально устарели, либо их модернизируют и соответственно корректируют карту уровня под новые показатели.
Содержание карты уровня.
1. Титульный лист
1.1 Полное наименование прибора.
1.2 Условное обозначение.
1.3 Данные о разработчике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.