Электронные блоки.
Схема цепей генератора, выпрямителей и аккумуляторной батареи
На стоянке, когда генератор Г не работает, потребители получают электроэнергию от аккумуляторной батареи, работающей в режиме разряда. На ходу, когда скорость движения превышает 30—40 км/ч, источником электроэнергии становится генератор. В этом случае аккумуляторная батарея переходит в режим заряда. Зарядное напряжение, как правило, превышает напряжение питания остальных потребителей. Кроме того, необходимо менять зарядное напряжение при изменении температурных условий работы аккумуляторной батареи. В связи с этим генератор должен обеспечить два уровня выходного напряжения: один — изменяемый для аккумуляторной батареи и другой — неизменяемый для вагонных потребителей. Эта задача осуществляется благодаря применению двухобмоточного генератора.
Для перевода питания потребителей с аккумуляторной батареи на генератор и обратно, а также для подачи к аккумуляторной батарее зарядного напряжения служат силовые цепи. Схема генератора, выпрямителей, батареи и аппаратов управления, обеспечивающих необходимые переключения, показана на рис. 59.
Основная трехфазная обмотка генератора 1С1,1С2,1СЗ с основным выпрямительным мостом ВО (диоды Д1—Д6) служит для питания вагонных потребителей. Плюс выпрямленного напряжения с ВО (провод, 25) к потребителям подается через шунт Шн2 и контактор К2. Минус (провод 10) подходит через обмотку магнитного усилителя ОМУ, последовательную обмотку возбуждения 01—02 генератора и токовую обмотку дросселя Др фильтра Ф.
На стоянке вагонные потребители получают питание от аккумуляторной батареи. Плюс подается через предохранитель Пр1, размыкающий контакт К1, шунты Шн1 и Шн2 и замкнутый контакт К2. С отрицательным зажимом аккумуляторной батареи потребители соединены через предохранитель Пр2, провод 10 и далее по той же цепи, что и при питании от основного выпрямителя.
При разгоне поезда отключение аккумуляторной батареи от потребителей и включение ее на зарядное напряжение обеспечиваются контактором К1. В этом случае его размыкающий контакт отключает потребители от батареи, а замыкающий контакт соединяет нулевой вывод 2С2 дополнительной обмотки генератора через предохранитель Пр1 с положительным зажимом аккумуляторной батареи. Цепь заряда аккумуляторной батареи составляют: основной выпрямитель ВО -дополнительный выпрямитель ВД -магнитный усилитель МУ — предохранители Пр7, Пр8 - дополнительная обмотка генератора 2С1, 2СЗ с нулевым выводом 2С2 — замыкающий контакт К1 — предохранитель Пр1 — батарея АБ — предохранитель Пр2 — выпрямитель ВО. Таким образом, зарядное напряжение является суммарным напряжением двух последовательно соединенных выпрямителей ВО и ВД.
Схема управления и регулирования генератора содержит регулятор напряжения генератора РНГ, переключающее устройство, состоящее из фильтра Ф и электронного реле У4, реле РЗ, Р6 и контактора К1.
Регулятор РНГ, получающий питание через предохранители Пр9, Пр22, Пр10, от основной обмотки генератора подает питание через замыкающий контакт Р6 к обмотке возбуждения И2—И1, обеспечивая необходимое регулирование напряжения. Одновременно выпрямитель, входящий в схему РНГ, подает плюс питающего напряжения (провод 63} к реле У4 и РЗ, основное назначение которых вместе с фильтром заключается в обеспечении контроля за величиной выпрямленного напряжения и подачи команды на переключение в силовой схеме.
Катушки контактора К1 и промежуточного реле защиты Р6 получают питание по цепи: провод 5 -предохранители ПрЗ, Пр12 и выключатель В5 — «управление», отключаемый при постановке вагона в длительный отстой. Подача питания с провода 5 обеспечивает питание катушек К1 и Р6 стабилизированным напряжением на ходу от выпрямителя ВО, а на стоянке от аккумуляторной батареи. Наличие двух предохранителей в одной цепи объясняется их различным назначением. Предохранитель ПрЗ, рассчитанный на большие токи, защищает цепь диода Д17. Предохранитель Пр12 защищает непосредственно цепи управления. Катушка контактора К1 включается через контакт У4, замкнутый при скоростях движения вагона свыше 30—40 км/ч. Катушка реле Р6 получает питание при нажатой кнопке Кн1 через диод Д9 или по цепи: размыкающий контакт Р2 (реле Р2 срабатывает при перекосе фаз генератора), собственный замыкающий контакт Р6, резистор R26 и далее через размыкающий контакт У6 (срабатывает при повышениях напряжения) и замыкающий контакт Р4 (реле Р4 блока тиристорной защиты У9 срабатывает при перенапряжениях).
Перед началом работы схемы на стоянке должен быть включен выключатель В5 — «управление», обеспечивающий подачу плюса питающего напряжения к проводу 75. Поскольку генератор не вращается, то напряжение на выводных зажимах его основной и дополнительной обмоток отсутствует, фильтр Ф, реле У4 и РЗ не получают питания. В результате катушка контактора К1 также не получает питания, так как разомкнут находящийся в ее цепи контакт У4. Размыкающий контакт К1 обеспечивает подачу напряжения непосредственно от аккумуляторной батареи.
Реле Р6 должно быть возбуждено нажатием кнопки Кн1. Контакты реле Р6 замыкают цепи: регулятора напряжения РНГ, полупроводниковых реле У4 и У6, а также цепь питания собственной катушки Р6. После отпускания кнопки Кн1 реле Р6 остается включенным, если: восстановлена тиристорная защита У9 (замкнут контакт Р4), восстановлена защита У6 от повышения напряжения (замкнут контакт У6), отсутствует перекос фаз основной обмотки генератора (замкнут Р2). Величина сопротивления резистора R26 (270 Ом) выбрана с таким расчетом, чтобы ток катушки был выше тока удержания. Включенное состояние реле Р6 обеспечивает подготовку к работе цепей регулятора и реле У4. С началом движения вагона от остаточного магнитного потока и потока последовательной обмотки 01—02, обусловливаемого током нагрузки Iн, в обмотках генератора наводится э. д. с., увеличивающаяся с ростом скорости. Через резистор R7, замкнутые контакты Р6 и РЗ напряжение генератора подается к обмотке возбуждения И2—И1, по которой начинает протекать ток ib, создающий основной магнитный поток генератора. Дополнительно этот поток усиливается за счет потока от последовательной обмотки возбуждения вследствие согласного направления потоков от этих обмоток.
С появлением тока в обмотках возбуждения увеличивается магнитный поток генератора, а следовательно, и наводимая в его обмотках э. д. с. Это ведет к дальнейшему увеличению тока возбуждения. Происходит процесс самовозбуждения генератора, сопровождающийся увеличением его выходного напряжения, а также выпрямленного напряжения основного и дополнительного выпрямителей. Замкнутый размыкающий контакт К1 соединяет параллельно аккумуляторную батарею и основной выпрямитель.
С возрастанием скорости движения и увеличением напряжения выпрямителя все большая доля тока для вагонных потребителей начинает подаваться генератором, а доля тока, подаваемого аккумуляторной батареей, уменьшается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.