Электронные блоки вагона ЭВ-20, страница 3

Узел усиления (см. рис. 60), выполняющий функции полупровод­никового ключа, обеспечивает (в соответствии с сигналами, посту­пающими к нему от узла измерения) соединение управляющего электрода тиристора Тт с его анодом (провод 28). Основными эле­ментами узла являются транзисторы Т1 и Т2, образующие составной триод, чем достигается получение более высокого коэффициента усиления. Отпирающий сигнал к тиристору подается по цепи: ре­зистор R8, переход эмиттер-коллектор транзисторов Т1 и Т2, диод Д19. Стабилитрон ППЗ ограничивает величину напряжения на пе­реходах эмиттер-база транзисторов, а резистор R12 — величину то­ка в этих переходах. Диод Д18 (рис. 61, б) шунтирует цепь последо­вательно соединенных обмоток трансформатора Тр, возбуждения И1—И2 и дросселя Др.

Узел сглаживания УС, выполненный в виде двухобмоточного трансформатора Тр, одновременно обеспечивает обратную связь между силовой частью РНГ и измерительным узлом, вследствие чего ускоряется процесс открытия тиристора.

Работает регулятор следующим образом. На стоянке, когда ге­нератор не вращается и напряжение на его зажимах равно нулю, регулятор не получает питания и все его элементы находятся в не­рабочем состоянии. С началом движения в результате остаточной намагниченности в обмотке якоря наводится э. д. с. тем большая, чем больше частота вращения генератора. Под влиянием этой э. д. с. по обмотке возбуждения И1—И2 через замкнутые контакты РЗ и Р6, резистор R7 и обмотку трансформатора Тр начинает проте­кать ток, обеспечивающий увеличение магнитного потока генератора, а следовательно, и его э. д. с. Идет процесс самовозбуждения генера­тора, сопровождающийся каскадным увеличением напряжения на его зажимах. Цепь резистора R7 улучшает условия самовозбуждения на начальной стадии процесса, так как шунтируемый ею тиристор в это время может оставаться закрытым из-за низкого напря­жения.

С увеличением скорости движения повышается напряжение ге­нератора и выпрямленное напряжение, при определенной величине (~ 40 В) которого срабатывает реле РЗ и размыкаются его контакты в цепи резистора R7. С этого момента регулирование тока. возбуж­дения осуществляется тиристором. Параметры стабилитронов ПП1, ПП2 и соотношение сопротивлений резисторов R 9 и R18, R 11 подобраны таким образом, что до тех пор пока напряжение на прово­дах 63, 50 не достигнет установленного уровня (51 В), потенциал Фв < Фа  и транзистор ТЗ остается закрытым. В этих условиях с по­явлением каждого положительного импульса напряжения на аноде тиристора транзисторы Т1 и Т2 открываются, так как по цепи: ре­зистор R8, эмиттер-база транзистора Т7, эмиттер-база транзистора Т2, резистор R12— провод 50 протекает ток управления. Одно­временно по цепи: резистор R 8, эмиттер-коллектор транзисторов Т1 и Т2, диод  Д19 протекает ток, открывающий тиристор. Вслед­ствие этого протекающий по обмотке возбуждения ток способствует увеличению напряжения на зажимах генератора. Как только это напряжение достигнет установленного уровня, потенциал точки в нестабилизированного плеча узла измерения УИ становится боль­ше потенциала точки а стабилизированного плеча. По переходу эмит­тер-база транзистора ТЗ начинает протекать ток, вызывая его от­крытие. В этом случае положительный потенциал Фв через откры­тый переход эмиттер-коллектор ТЗ оказывается приложенным к ба­зам транзисторов Т1 и Т2, приводя к их закрытию и размыканию цепи управления тиристора. В этих условиях тиристор после окон­чания прохождения очередного импульса тока переходит в закрытое состояние и остается закрытым, несмотря на то, что импульсы на­пряжения к его аноду продолжают подаваться. Цепь питания об­мотки возбуждения разрывается. Однако (см. рис. 61, б) в замкну­том контуре: обмотка И2—И1, обмотка дросселя Др фильтра, диод Д18, обмотка трансформатора Тр, замкнутый контакт Р6 за счет э. д. с. самоиндукции е1, наводимой в этих обмотках, продолжает протекать уменьшающийся ток. По мере уменьшения тока возбуж­дения генератор развозбуждается, напряжение на его зажимах па­дает, а следовательно, снижается и выпрямленное напряжение на зажимах потребителей. В результате одновременного уменьшения напряжения на проводах 63—50, питающих РНГ, наступает момент, когда потенциал точки в плеча измерительного моста оказывается ниже потенциала точки а другого плеча, что приводит к закрытию транзистора ТЗ. При очередной подаче положительного потенциала на анод тиристора он откроется, так как по его цепи управления благодаря открытым транзисторам Т1, Т2 пройдет ток управления. Цепь питания обмотки возбуждения снова восстановится.

Ток возбуждения начнет увеличиваться, а вместе с ним будет по­вышаться напряжение на зажимах генератора и потребителей. Дальнейшая работа РНГ и ход процесса регулирования осуществ­ляются выше описанным способом.

Увеличение скорости движения вагона приводит к сокращению количества включений обмотки возбуждения под питающее напряже­ние, а следовательно, и к уменьшению среднего значения тока воз­буждения. При снижении скорости движения процесс носит обрат­ный характер. В случае остановки вагона напряжение питания всей схемы РНГ становится равным нулю и она прекращает рабо­ту.

Схема переключающего устройства

Электроснабжение вагона на стоянке обеспечивается от акку­муляторной батареи, а во время движения — от генератора. Пере­ключение силовых цепей из одного режима в другой производится контактором К1. Переключающее устройство контролирует скорость вращения генератора и подает питание на катушку контактора К1. Схема переключающего устройства (рис. 62) состоит из фильтра Ф и блока электронного реле У4. Фильтр контролирует частоту вра­щения генератора. В него входят двухобмоточный дроссель Др, кон­денсаторы С7, С8, С9 и резистор R16. Одна из обмоток дросселя (подмагничивающая) включается в минусовый провод системы элект­роснабжения (см. рис. 60) и обтекается полным током нагрузки. Дру­гая обмотка получает питание от фаз 1С1 и 1С2 через резистор R16, конденсатор С7 и параллельно соединенные конденсаторы С8 и С9.