Электронные блоки вагона ЭВ-20, страница 9

Основным элементом защиты является реле РПН, которое конт­ролирует величину напряжения аккумуляторной батареи и осуществляет необходимые пере­ключения в схеме.  Катушка РПН получает пи­тание от проводов 161 (рис. 67) и 50 по цепи: предохранитель Пр12 (55) — выключатель В5 — резистор R23 (54) — катушка РПН — контакт Р4 — предохра­нитель Пр23. Для ограничения тока, протекающего по катушке РПН, служит резистор R23, со­противление которого (50 Ом) подбирается таким образом, что­бы при заданном напряжении ток в катушке РПН был ниже тока удержания, что обеспечит отключение реле. Одновременно R 23 исключает самопроизволь­ное включение реле РПН (вос­становление защиты) при включении выключателя В5, так как про­текающий по катушке ток недостаточен для включения реле.

Об отключенном состоянии реле РПН свидетельствует горящая сиг­нальная лампа Л23 (49) «Обрыв фаз, РПН», получающая питание через замкнутый контакт Р8. Промежуточное реле Р8 (60) при от­ключенном реле РПН не получает питания, так как разомкнут кон­такт РПН (60), находящийся в его цепи.

Для восстановления защиты предусмотрена кнопка Кн1 (55— 56), при нажатии которой по цепи диода Д26 подается питание не­посредственно к катушке РПН, минуя сопротивление резистора R23. Поскольку, одновременно второй контакт кнопки Кн1 обеспечивает восстановление тиристорной защиты и замыкание контакта Р4 (54) в цепи катушки РПН, то реле включается. Замкнувшийся контакт РПН при нажатой кнопке Кн1 обеспечивает включение промежуточного реле Р8 по цепи: контакт Кн1 — диод ДЗЗ — катушка Р8 — контакт РПН. Этот же контакт РПН соединяет про­вод 58 цепей управления вентилятора с минусовым проводом 50. После включения промежуточное реле Р8 одним из своих контактов Р8 (60) становится на самоподхват, вторым контактом Р8 (49) обрывает цепь питания сигнальной лампы Л23, а третьим Р8 под­готавливает к работе цепь преобразователя люминесцентного ос­вещения. В нормальном режиме работы (разомкнут контакт Кн1) включенное состояние реле Р8 определяется и состоянием защиты от перекоса фаз, замкнутый контакт Р2 (60) которой введен в цепь питания реле.

Разделительные диоды Д26, ДЗЗ, обеспечивая при нажатой кнопке Кн1 возможность одновременной подачи питания к катуш­кам Р8 и РПН, исключают подпитку этих же катушек от цепей друг друга при отключенной кнопке.

Включенное состояние реле РПН сохраняется, если напряжение аккумуляторной батареи превышает уставку срабатывания (отпадания) реле. Если напряжение аккумуляторной батареи снижается ниже уставки, то якорь реле РПН отпадает. При этом его разом­кнувшийся контакт РПН (60) снимает питание с цепей управления вентилятора и отключает реле Р8, которое своими контактами от­ключает преобразователь люминесцентного освещения, собственную цепь питания и включает сигнальную лампу Л23 (49). После вклю­чения контактора К1, т. е. при зарядке аккумуляторной батареи, восстановление реле РПН производится вышеописанным способом.

Для исключения ложных срабатываний реле РПН на стоянке при кратковременных понижениях питающего напряжения (на­пряжение аккумуляторной батареи), имеющих место в случае пуска двигателя вентилятора или преобразователя люминесцентного осве­щения, предусмотрено шунтирование резистора R23 (54) контактом реле времени РВ (198) через диод Д10 (197). Контакт РВ, замыкаю­щийся в указанных режимах, имеет выдержку времени на отпадание. Закорачивание сопротивления R 23 в цепи катушки РПН на время включения реле времени РВ позволяет сохранить ток в катушке РПН на уровне, обеспечивающем удержание реле во вклю­ченном состоянии в процессе пуска и разгона указанных двигате­лей.

При работающем генераторе замыкающий контакт РЗ (53) зако­рачивает резистор R23, обеспечивая нечувствительность реле РПН к возможным понижениям напряжения при пуске электрических машин.

Схема защиты от перекоса фаз генератора

   При обрыве цепи одной из фаз генератор попадает в режим перегрузки. Во избежание этого предусмотрена специальная защита  генератора от перекоса фаз, которая исключает возможность его, работы при нарушении симметрии выходного напряжения.   Основу защиты составляет реле Р2 (рис. 68), получающее питание от выпрямительного моста ПП6. Параллельно обмотке реле Р2 включены: стабилитрон ПП4, ограничивающий подводимое к обмотке напряжение и сглаживающий конденсатор С 19.

Вход выпрямительного моста ПП6 включен между нулевой точкой 0 генератора и искусственной нулевой точкой О1, образованной тремя одинаковыми резисторами R41, R42 и R43 (по 160 Ом), со­единенными по схеме «звезда». Они подключены через предохрани­тели к трем фазам 1СЗ, 1С2, 1С1 основной обмотки генератора.

В нормальном режиме работы генератора, когда целы плавкие вставки всех шести предохранителей, потенциалы точек 0 и 01 одинаковы. Напряжение на входе и выходе выпрямительного мо­ста ПП6 отсутствует и реле Р2 находится в отключенном состоянии, а его контакты в цепях реле Р6 (56), Р9 (57) (см. рис. 65) и Р8 (60) (см. рис. 67) замкнуты.

В аварийном режиме в случае обрыва цепи одной из фаз основ­ной обмотки генератора или при однофазном коротком замыкании между точками 0 и 01 появляет­ся переменное напряжение, обес­печивающее срабатывание реле Р2. Один из разомкнувшихся контактов Р2 отключает реле Р6 (56) и Р9 (57), второй контакт Р2 отключает Р8. Отключение, контактов Р6 и Р9 приводит к развозбуждению генератора и переключению потребителей на аккумуляторную батарею, вклю­чению сигнальной лампы Л15 и другим переключениям в схеме, рассмотренным в п. 30. Реле Р8, отключаясь одним из своих кон­тактов Р8, создает дополнитель­ный разрыв в собственной цепи питания, а другим контактом Р8 (49) включает через резистор R15 сигнальную лампу Л23.

Таким образом, при срабатывании реле Р2 одновременно включаются две сигнальные лампы Л15 и Л23, в то время как при срабатывании реле максимального напряжения (У6) только одна Л15.

После развозбуждения генератора, сопровождающегося сниже­нием э. д. с. в его обмотках, возможно отключение реле Р2. Но не­смотря на замыкание контактов Р2 (56) и Р2 (60) в цепях реле Р6 и Р8, последние остаются отключенными вследствие наличия соб­ственных разомкнутых контактов в своих же цепях. Таким образом, реле Р8 служит для того, чтобы лампа Л23 продолжала гореть и после того, как реле Р2 отключится. Восстановление работоспособ­ности схемы нажатием кнопки Кн1 может быть произведено только после устранения возникшей неисправности.