Электронные блоки вагона ЭВ-20, страница 2

При определенном значении напряжения срабатывает реле РЗ, размыкается цепь R7, после чего регулятор РНГ, регулируя ток обмотки возбуждения, стабилизирует выпрямленное напряжение независимо от скорости вращения генератора и величины нагрузки.

При возрастании скорости движения одновременно с увеличе­нием напряжения увеличивается и частота э. д. с. генератора. При определенном значении частоты фильтр Ф подает сигнал для сраба­тывания полупроводникового реле У4, которое своим замыкающим контактом включает контактор К1. Размыкающий контакт К1 размыкает цепь питания потребителей от аккумуляторной батареи.  С этого момента питание потребителей вагона осуществляется пол­ностью от генератора через основной выпрямитель ВО. Момент сраба­тывания У4, а следовательно, и включения контактора К1 отрегу­лирован таким образом, что происходит при практически отсутствующем токе батареи, вследствие чего размыкающий контакт К1 отключается в обесточенном состоянии. Другой, замыкающий кон­такт К1 обеспечивает подачу зарядного выпрямленного напряжения к аккумуляторной батарее. Поскольку величина выпрямленного напряжения от основного выпрямителя стабилизирована, то необ­ходимое изменение зарядного напряжения обеспечивается регули­рованием режима в цепи дополнительной обмотки с помощью маг­нитного усилителя в зависимости от температуры окружающего воздуха и тока потребителей. Контроль температуры и регулиро­вание обеспечиваются специальными устройствами.

Снижение скорости движения вагона приводит к уменьшению частоты вращения генератора. Начиная с какой-то определенной ско­рости, регулятор уже не может обеспечить необходимого увеличе­ния тока возбуждения и напряжение на выходных зажимах генера­тора начинает снижаться. Происходящее одновременно снижение частоты наводимой э. д. с. приводит к отключению реле У4. В ре­зультате разрывается цепь катушки контактора К1. Замыкающий контакт К1 разрывает цепь заряда аккумуляторной батареи, а раз­мыкающий контакт К1 подключает аккумуляторную батарею па­раллельно к выпрямителю для питания потребителей. Размыкание контактора К1 происходит практически в обесточенной цепи, так как ток заряда к этому времени спадает до нуля. По мере замед­ления вагона питание потребителей переходит с генератора на ак­кумуляторную батарею.

Рассмотренный порядок взаимодействия и принципиальная схе­ма включения источников питания не менялись в процессе развития системы электроснабжения данного типа. На первых образцах до окончательной отработки конструкции текстропно-редукторно-кар-данного привода в цепь заряда (провод 5) включалась токовая ка­тушка специального реле. Благодаря этому реле при зарядных токах выше 50 А отключались отдельные вагонные потребители.

Схема регулятора напряжения генератора.

Регулятор напряжения генератора предназначен для поддер­жания напряжения питания потребителей на заданном уровне при изменении частоты вращения и нагрузки генератора. Это дости­гается тем, что регулятор, контролируя величину выпрямленного напряжения, изменяет ток возбуждения так, что напряжение ос­тается неизменным.

Схему РНГ (рис. 60) можно разделить на две части: силовую и управляющую. Последняя включает в себя узлы: измерения УИ, усиления УУ, сглаживания УС и питания УП.

Силовая часть С регулятора обеспечивает прерывистое подклю­чение параллельной обмотки И2—И1 возбуждения генератора к источнику напряжения (фаза 1С1). Основу силовой части составляет тиристор ТТ, при включении которого ток возбуждения от фазы 1С1 протекает по цепи предохранитель Пр10 — тиристор ТТ — диод Д15 — обмотка трансформатора Тр контакт реле Р6 — об­мотки И2—И1, 02—01, ОМУ — минусовый провод 10. Диод Д15 обеспечивает защиту тиристора от обратного напряжения. Резистор R7, подключаемый контактом Р1З на время разгона параллельно тиристору ТТ и диоду Д15, облегчает процесс самовозбуждения гене­ратора. Резистор R13 и конденсатор С11 служат для защиты ти­ристора от ложных срабатываний. Принятая схема питания обмот­ки возбуждения (от одной фазы 1С1 генератора) обеспечивает им­пульсное регулирование подводимого к ней напряжения.

Переодический спад до нуля питающего напряжения необходим для естественного закрытия тиристора.

Управляющая часть регулятора напряжения генератора конт­ролирует величину выпрямленного напряжения, формирует управляющие импульсы и подает их на тиристор, благодаря чему послед­ний открывается.

Контролируемое выпрямленное напряжение на входных прово­дах 63, 50, равное по величине выпрямленному напряжению на нагрузках, обеспечивается специальной анодной группой диодов Д12, Д13 и Д22 узла питания УП и диодами Д1 — ДЗ катодной груп­пы основного выпрямителя. Использовать для этой же цели непо­средственно анодную группу основного выпрямителя нецелесооб­разно, так как в этом случае схема РНГ, а следовательно, и обмот­ка возбуждения при неработающем генераторе будут получать пи­тание от аккумуляторной батареи.

Напряжение питания, подаваемое на провода 63, 50, контроли­руется узлом измерения УИ (рис. 61, а), основу которого составляют два плеча измерительного мо­ста. Стабилизированное плечо образовано цепочкой из резисто­ра R22 и двух стабилитронов ПП1 и ПП2, параллельно кото­рым подключен конденсатор С10. Нестабилизированное плечо со­ставлено последовательно вклю­ченными резисторами R9, R18 и R11 Суммарное напряжение стабилитронов независимо от изме­нения питающего напряжения остается всегда постоянным.

Сглаживание пульсаций этого напряжения обеспечивается конденсатором С10. Благодаря этому потенциал (фа точки а, находящейся между резистором R22 и стаби­литронами, остается всегда неизменным по отношению к потенциалу провода 50. В нестабилизированном плече потенциал (фв точки в между резисторами R 9 и R18 меняется одновременно с изменением питающего напряжения на проводах 63, 50. Сравнение потенциалов фа и фв осуществляется транзистором Т3, переход эмиттер-база которого вместе с одной из обмоток трансформатора Тр включен между точками а и в. Цепь эмиттер-коллектор транзистора ТЗ обеспечивает связь измерительного узла с узлом усиления УУ.