При определенном значении напряжения срабатывает реле РЗ, размыкается цепь R7, после чего регулятор РНГ, регулируя ток обмотки возбуждения, стабилизирует выпрямленное напряжение независимо от скорости вращения генератора и величины нагрузки.
При возрастании скорости движения одновременно с увеличением напряжения увеличивается и частота э. д. с. генератора. При определенном значении частоты фильтр Ф подает сигнал для срабатывания полупроводникового реле У4, которое своим замыкающим контактом включает контактор К1. Размыкающий контакт К1 размыкает цепь питания потребителей от аккумуляторной батареи. С этого момента питание потребителей вагона осуществляется полностью от генератора через основной выпрямитель ВО. Момент срабатывания У4, а следовательно, и включения контактора К1 отрегулирован таким образом, что происходит при практически отсутствующем токе батареи, вследствие чего размыкающий контакт К1 отключается в обесточенном состоянии. Другой, замыкающий контакт К1 обеспечивает подачу зарядного выпрямленного напряжения к аккумуляторной батарее. Поскольку величина выпрямленного напряжения от основного выпрямителя стабилизирована, то необходимое изменение зарядного напряжения обеспечивается регулированием режима в цепи дополнительной обмотки с помощью магнитного усилителя в зависимости от температуры окружающего воздуха и тока потребителей. Контроль температуры и регулирование обеспечиваются специальными устройствами.
Снижение скорости движения вагона приводит к уменьшению частоты вращения генератора. Начиная с какой-то определенной скорости, регулятор уже не может обеспечить необходимого увеличения тока возбуждения и напряжение на выходных зажимах генератора начинает снижаться. Происходящее одновременно снижение частоты наводимой э. д. с. приводит к отключению реле У4. В результате разрывается цепь катушки контактора К1. Замыкающий контакт К1 разрывает цепь заряда аккумуляторной батареи, а размыкающий контакт К1 подключает аккумуляторную батарею параллельно к выпрямителю для питания потребителей. Размыкание контактора К1 происходит практически в обесточенной цепи, так как ток заряда к этому времени спадает до нуля. По мере замедления вагона питание потребителей переходит с генератора на аккумуляторную батарею.
Рассмотренный порядок взаимодействия и принципиальная схема включения источников питания не менялись в процессе развития системы электроснабжения данного типа. На первых образцах до окончательной отработки конструкции текстропно-редукторно-кар-данного привода в цепь заряда (провод 5) включалась токовая катушка специального реле. Благодаря этому реле при зарядных токах выше 50 А отключались отдельные вагонные потребители.
Схема регулятора напряжения генератора.
Регулятор напряжения генератора предназначен для поддержания напряжения питания потребителей на заданном уровне при изменении частоты вращения и нагрузки генератора. Это достигается тем, что регулятор, контролируя величину выпрямленного напряжения, изменяет ток возбуждения так, что напряжение остается неизменным.
Схему РНГ (рис. 60) можно разделить на две части: силовую и управляющую. Последняя включает в себя узлы: измерения УИ, усиления УУ, сглаживания УС и питания УП.
Силовая часть С регулятора обеспечивает прерывистое подключение параллельной обмотки И2—И1 возбуждения генератора к источнику напряжения (фаза 1С1). Основу силовой части составляет тиристор ТТ, при включении которого ток возбуждения от фазы 1С1 протекает по цепи предохранитель Пр10 — тиристор ТТ — диод Д15 — обмотка трансформатора Тр — контакт реле Р6 — обмотки И2—И1, 02—01, ОМУ — минусовый провод 10. Диод Д15 обеспечивает защиту тиристора от обратного напряжения. Резистор R7, подключаемый контактом Р1З на время разгона параллельно тиристору ТТ и диоду Д15, облегчает процесс самовозбуждения генератора. Резистор R13 и конденсатор С11 служат для защиты тиристора от ложных срабатываний. Принятая схема питания обмотки возбуждения (от одной фазы 1С1 генератора) обеспечивает импульсное регулирование подводимого к ней напряжения.
Переодический спад до нуля питающего напряжения необходим для естественного закрытия тиристора.
Управляющая часть регулятора напряжения генератора контролирует величину выпрямленного напряжения, формирует управляющие импульсы и подает их на тиристор, благодаря чему последний открывается.
Контролируемое выпрямленное напряжение на входных проводах 63, 50, равное по величине выпрямленному напряжению на нагрузках, обеспечивается специальной анодной группой диодов Д12, Д13 и Д22 узла питания УП и диодами Д1 — ДЗ катодной группы основного выпрямителя. Использовать для этой же цели непосредственно анодную группу основного выпрямителя нецелесообразно, так как в этом случае схема РНГ, а следовательно, и обмотка возбуждения при неработающем генераторе будут получать питание от аккумуляторной батареи.
Напряжение питания, подаваемое на провода 63, 50, контролируется узлом измерения УИ (рис. 61, а), основу которого составляют два плеча измерительного моста. Стабилизированное плечо образовано цепочкой из резистора R22 и двух стабилитронов ПП1 и ПП2, параллельно которым подключен конденсатор С10. Нестабилизированное плечо составлено последовательно включенными резисторами R9, R18 и R11 Суммарное напряжение стабилитронов независимо от изменения питающего напряжения остается всегда постоянным.
Сглаживание пульсаций этого напряжения обеспечивается конденсатором С10. Благодаря этому потенциал (фа точки а, находящейся между резистором R22 и стабилитронами, остается всегда неизменным по отношению к потенциалу провода 50. В нестабилизированном плече потенциал (фв точки в между резисторами R 9 и R18 меняется одновременно с изменением питающего напряжения на проводах 63, 50. Сравнение потенциалов фа и фв осуществляется транзистором Т3, переход эмиттер-база которого вместе с одной из обмоток трансформатора Тр включен между точками а и в. Цепь эмиттер-коллектор транзистора ТЗ обеспечивает связь измерительного узла с узлом усиления УУ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.