Электронные блоки вагона ЭВ-20, страница 7

Появление тока в цепи: предохранитель Пр76 — тиристор ТтЗ — резисторы R17, R28 — обмотка магнитного усилителя ОМУ сни­жает перенапряжение. Открывшийся тиристор ТтЗ шунтирует реле Р4 (14), которое, потеряв питание, отключается. Один из его контактов Р4 (56) прекращает подачу питания к катушкам реле Р6 и Р9, а второй контакт Р4 (52)—к катушке контактора К2. В результате этого одним из контактов Р6 разрывается цепь возбуждения генератора (см. рис. 60), а другим Р6 (56)—собственная цепь пита­ния. Разомкнувшийся контакт К2 (14} обрывает цепь питания (про­вод 61) потребителей, вследствие чего теряют питание реле Р5(51), Р7 (50), обеспечивая подключение цепей аварийного освещения  к аккумуляторной батарее. Одновременно загораются сигнальные лампы Л15 (46) и Л22 (48), так как замыкаются контакты Р9 и Р4 в их цепях.

При прекращении подачи питания к потребителям отключаются, цепи тиристорной защиты и восстанавливается запертое состояние тиристоров Тт1—ТтЗ. После устранения неисправности, вызвав­шей срабатывание тиристорной защиты, работоспособность схемы может быть восстановлена нажатием кнопки Кн1.

Функционирование цепей управления при воздействии на них тиристорной защиты может быть проверено путем нажатия кнопки Кн2 (14). В этом случае теряет питание реле Р4, которое производит все вышеописанные переключения, имеющие место при срабатывании тиристорной защиты.

Схема защиты от повышения напряжения

Для предотвращения возможности длительного повышения напряжения, подводимого к потребителям, система электроснабжения вагона оборудована специальной схемой защиты. Основнымееэлементом является электронное реле (рис. 66), выполненное в виде единого блока У6. В случае повышения напряжения выше установленного уровня электронное реле срабатывает, подавая команду в исполнительную часть схемы защиты, основу которой составляют два электромеханических реле: сигнальное Р9 и исполнительное Р6 (см. рис. 65).

В основном реле Р9 предназначено для включения сигнальной лампы Л15 (46) при срабатывании за­щиты. Реле Р6, один из контактов которого введен в цепь обмотки возбуждения, выполняет основную защитную функцию, обеспечивая развозбуждение генератора в аварийных ситуациях.

Катушки реле Р6 и Р9 получают питание через четыре после­довательно соединенных контакта: реле Р4 — тиристорной защи­ты, У6 — защиты от повышения напряжения, Р2 — защиты от перекоса фаз и собственный контакт Р6. Таким образом, реле Р6 одновременно является исполнительным органом трех защит: от повышения напряжения, от перекоса фаз и тиристорной.

Схема электронного реле У6 состоит из четырех узлов: питания I, измерения II , формирования III, исполнения IV. В узел пита­ния входят диоды Д1 — ДЗ, конденсатор С6 и дроссель Др1. Дио­ды Д1—ДЗ, соединенные проводами 26, 6, 28 с фазами основной обмотки, подают плюс питающего напряжения к проводу 4 только при работающем генераторе. Конденсатор С6 и дроссель Др1 сглаживают пульсации питающего напряжения. С минусовым про­водом 50 схема реле У6 соединяется через замыкающий контакт Р6. В случае срабатывания защиты этот контакт, размыкаясь, сни­мает питание с цепей электронного реле.

Измерительный узел II содержит два измерительных канала с вы­держкой и без выдержки времени. Первый канал состоит из изме­рительного плеча, образованного последовательно соединенными резисторами R10, R12, R15, плеча опорного напряжения из стаби­литронов ПП1, ПП4, резистора R17 и транзистора ТЗ. Второй ка­нал состоит из измерительного плеча резисторов R7, R8, R11 и транзистора Т2. Плечом опорного напряжения для второго канала, так же как и для первого, служит цепь стабилитронов ПП1 и ПП4. Базы транзисторов ТЗ и Т2 соединены вместе и подключены к аноду стабилитрона ПП4. В результате потенциал этой общей для транзисторов точки А, определяемый напряжением стабилизации стабилитронов ПП1, ПП4, оказывается фиксированным по отноше­нию к потенциалу общего провода 4. Эмиттер транзистора Т2 через диод Д12 соединяется с движком Б резистора R8, а эмиттер транзистора ТЗ через диод Д13 — с движком В резистора R12. На­пряжение, поступающее с конденсатора С6 на измерительные пле­чи первого и второго каналов, распределяется по резисторам в со­ответствии с величиной их сопротивлений. Соотношения этих сопротивлений подобраны так, что в нормальном режиме работы потенциалы эмиттеров транзисторов Т2 и ТЗ оказываются выше по­тенциала их объединенных баз, определяемого параметрами стаби­литронов ПП1 и ПП4. В этом случае оба транзистора закрыты. Изменением положения движков Б и В можно менять потенциалы эмиттеров транзисторов Т2 и ТЗ по отношению к потенциалу провода 4, чем достигается регулировка уставок срабатывания каждого из каналов.

При открытии любого из двух транзисторов Т2 или ТЗ измери­тельного узла через резистор RЗ и диоды Д8 или Д11 получает питание обмотка 5—24 трансформатора Тр1 узла формирования III, основу которого составляет ждущий блокинг-генератор. Стабилизированное напряжение питания для блокинг-генератора снимается со стабилитрона ПП2, параллельно которому включен кон­денсатор С4.

Основное назначение блокинг-генератора состоит в том, чтобы при подаче питания (входного сигнала) на обмотку 5—24 обеспе­чить на выходе серию импульсов напряжения. Эти импульсы, сни­маемые с выходной обмотки 8—32 трансформатора, через диод Д9 открывают переключающий диод (динистор) ПП3 исполнительного узла, обеспечивая тем самым подачу питания к реле Р1. Если тран­зисторы Т2 и ТЗ закрыты, то обмотка 5—24 не получает питания, а блокинг-генератор находится в нерабочем (заторможенном) состоянии, что достигается подачей питания к обмотке 5—10 транс­форматора Тр1 через резистор RЗ и диод Д5 со стабилитрона ПП1