Для того чтобы стабилизировать величину напряжения заряда, возрастающего при увеличении напряжения в дополнительной обмотке, в магнитном усилителе имеется обмотка подмагничивания ОП, через которую протекает ток потребителей вагона. Эта обмотка действует таким образом, что с увеличением в ней тока на рабочих обмотках магнитного усилителя происходит увеличение падения напряжения вследствие увеличения их индуктивного сопротивления и, таким образом, достигается частичная стабилизация зарядного напряжения. Обмотка управления магнитного усилителя получает питание от двух фаз основной обмотки через выпрямительный мост ПП5, причем питание на мост поступает по одному проводу непосредственно от фазы генератора, а по другому через конденсаторы С5, С2, СЗ и контакты переключателя режимов В2. В зависимости от положения переключателя изменяется величина включенной в цепь емкости конденсаторов и это определяет ток в обмотке усилителя. Переключатель В2 имеет четыре положения, одно. из которых «автомат» для автоматического регулирования, а три: «малый», «средний» и «полный» для ручного регулирования. Порядок замыкания контактов переключателя В2 показан на рис. 64.
В положении переключателя В2 «малый» размыкаются все его контакты. Переменный ток от провода 26 протекает к мосту ПП5 через конденсатор С5. Емкость этого конденсатора незначительна и по обмотке усилителя идет малый ток. При этом магнитный усилитель обеспечивает наименьший уровень зарядного напряжения. В положении «средний» замыкается контакт В2 (15) и параллельно конденсатору С5 подключается конденсатор СЗ. При этом сопротивление цепи уменьшается и от этого увеличивается ток обмотки усилителя, обеспечивая увеличение выходного напряжения магнитного усилителя. В положении «полный» дополнительно замыкается контакт В2 {14). Одновременное включение конденсаторов С2, С5 и СЗ обеспечивает увеличение тока в обмотке усилителя, а следовательно, и увеличение зарядного напряжения.
При установке переключателя В2 в положение «автомат» замыкаются контакты В2 (11), (16) и (40), а остальные контакты размыкаются. При этом все описанные выше переключения производятся автоматически при помощи температурных реле У2 и УЗ. Если температура воздуха в аккумуляторном ящике, где установлены терморезисторы R1—R4, выше 15° С, то переменный ток от провода 26 протекает по конденсатору С5. Напряжение на выходе магнитного усилителя соответствует напряжению, как если бы переключатель В2 был установлен в положение «малый». Уставка температурного реле У2 выбрана так, что при понижении температуры воздуха ниже 15° С оно срабатывает. Контакт Р1 температурного реле У2 замыкается и параллельно конденсатору С5 подключается конденсатор СЗ. Указанный режим соответствует положению переключателя В2 «средний». Если температура воздуха будет понижаться, то при температуре —10° С сработает температурное реле УЗ. Реле УЗ замкнет контакт Р1 в цепи проводов 40 и 80. При этом переменный ток будет протекать через конденсаторы С2, С5 и СЗ. При повышении температуры воздуха температурные реле У2 и УЗ произведут обратные переключения, обеспечив соответствующие режимы заряда аккумуляторной батареи при пониженном напряжении.
В современных вагонах ТВЗ магнитный усилитель отсутствует, переключатель заряда также отсутствует И заряд Ак.Бат. производится в автоматическом режиме. В этих вагонах установлен новый электронный блок БУЗ - блок управления зарядом. Вместо двух диодов Д7, Д8 в таких вагонах установлены два тиристора, которые управляющими контактами подключены к блоку БУ3, в Ак. Ящике с правой стороны установлено термосопротивление. которое также подключено к блоку БУЗ.
Схема защиты от коммутационных перенапряжений
Появление коммутационных перенапряжений в схеме электроснабжения вагона при отключении мощных потребителей (кипятильника, вентилятора и др.) является одной из отличительных особенностей, присущих системам с подвагонными генераторами. Объясняется это в первую очередь влиянием индуктивности обмоток генератора. При отключении потребителей ток генератора быстро уменьшается, вызывая в его обмотках появление э. д. с. самоиндукции, стремящейся поддержать ток. Поскольку направление э. д. с. самоиндукции в этом случае совпадает с направлением э. д. с. основной обмотки, то в системе происходит кратковременное увеличение напряжения (перенапряжение).
Коммутационные перенапряжения, попадая в цепи питания потребителей, могут оказать на них отрицательное воздействие. Заметно снижает величину перенапряжений аккумуляторная батарея. Поскольку ее зарядное напряжение выше напряжения питания всех остальных потребителей, то в рассматриваемой схеме их цепи разделены. Аккумуляторная батарея получает питание от основного ВО и дополнительного ВД выпрямителей, а остальные потребители только от основного выпрямителя. Для обеспечения демпфирующего действия батареи в схеме имеется специальный диод Д17 (см. рис. 59). При перенапряжениях на выходе основного выпрямителя, превышающих зарядное напряжение, диод Д17 открывается, образуя дополнительную цепь зарядного тока и тем самым снижая амплитуду перенапряжения. Диод Д17 и аккумуляторная батарея одновременно улучшают форму выходного напряжения основного выпрямителя, уменьшая величину пульсаций. В нормальных условиях работы диод Д17 исключает возможность подачи более высокого зарядного напряжения к проводам 61 и 161, от которых питаются потребители и цепи управления.
При обрыве цепи аккумуляторной батареи, что равносильно снятию нагрузки с генератора, возникающие перенапряжения не демпфируются. Такой режим может возникнуть, например, при перегорании плавкой вставки минусового предохранителя Пр2.
Для ограничения времени воздействия перенапряжений на потребители в вагоне предусмотрена специальная быстродействующая тиристорная защита, общая схема которой приведена на рис. 65. Принцип работы тиристорной защиты основан на том, что при возникновении повышенного напряжения на шинах 61—50 потребителей к ним через несколько микросекунд тиристором подключается дополнительное низкоомное сопротивление (0,315 Ом). Нагрузка генератора возрастает, что приводит к снижению его выходного напряжения вследствие увеличения внутреннего падения напряжения. Одновременно тиристорная защита вызывает развозбуждение генератора, отключение цепи питания потребителей и включение аварийной схемы электроснабжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.