Электронные блоки вагона ЭВ-20, страница 5

Для того чтобы стабилизировать величину напряжения заряда, возрастающего при увеличении напряжения в дополнительной обмотке, в магнитном усилителе имеется обмотка подмагничивания ОП, через которую протекает ток потребителей вагона. Эта обмот­ка действует таким образом, что с увеличением в ней тока на рабо­чих обмотках магнитного усилителя происходит увеличение паде­ния напряжения вследствие увеличения их индуктивного сопро­тивления и, таким образом, достигается частичная стабилизация зарядного напряжения. Обмотка управления магнитного усилите­ля получает питание от двух фаз основной обмотки через выпрями­тельный мост ПП5, причем питание на мост поступает по одному проводу непосредственно от фазы генератора, а по другому через конденсаторы С5, С2, СЗ и контакты переключателя режимов В2. В зависимости от положения переключателя изменяется величина включенной в цепь емкости конденсаторов и это определяет ток в обмотке усилителя. Переключатель В2 имеет четыре положения, одно. из которых «автомат» для автоматического регулирования, а три: «малый», «сред­ний» и «полный» для ручного регулирования. Порядок замыкания контактов переключателя В2 показан на рис. 64.

В положении переключателя В2 «малый» размыкаются все его контакты. Переменный ток от провода 26 протекает к мосту ПП5 через конденсатор С5. Емкость этого конденсатора незначительна и по обмотке усилителя идет малый ток. При этом магнитный уси­литель обеспечивает наименьший уровень зарядного напряжения. В положении «средний» замыкается контакт В2 (15) и параллельно конденсатору С5 подключается конденсатор СЗ. При этом сопро­тивление цепи уменьшается и от этого увеличивается ток обмотки усилителя, обеспечивая увеличение выходного напряжения маг­нитного усилителя. В положении «полный» дополнительно замы­кается контакт В2 {14). Одновременное включение конденсаторов С2, С5 и СЗ обеспечивает увеличение тока в обмотке усилителя, а следовательно, и увеличение зарядного напряжения.

При установке переключателя В2 в положение «автомат» замы­каются контакты В2 (11), (16) и (40), а остальные контакты размы­каются. При этом все описанные выше переключения производятся автоматически при помощи температурных реле У2 и УЗ. Если тем­пература воздуха в аккумуляторном ящике, где установлены термо­резисторы R1—R4, выше 15° С, то переменный ток от провода 26 протекает по конденсатору С5. Напряжение на выходе магнитного усилителя соответствует напряжению, как если бы переключатель В2 был установлен в положение «малый». Уставка температурного реле У2 выбрана так, что при понижении температуры воздуха ниже 15° С оно срабатывает. Контакт Р1 температурного реле У2 замыкается и параллельно конденсатору С5 подключается конден­сатор СЗ. Указанный режим соответствует положению переключателя В2 «средний». Если температура воздуха будет понижаться, то при температуре —10° С сработает температурное реле УЗ. Реле УЗ замкнет контакт Р1 в цепи проводов 40 и 80. При этом пере­менный ток будет протекать через конденсаторы С2, С5 и СЗ. При повышении температуры воздуха температурные реле У2 и УЗ произведут обратные переключения, обеспечив соответствующие режимы заряда аккумуляторной батареи при пониженном напря­жении.

    В современных вагонах ТВЗ магнитный усилитель отсутствует, переключатель заряда также отсутствует И заряд Ак.Бат. производится в автоматическом режиме. В этих вагонах установлен новый электронный блок БУЗ - блок управления зарядом. Вместо двух диодов Д7, Д8 в таких вагонах установлены два тиристора, которые управляющими контактами подключены к блоку БУ3, в Ак. Ящике с правой стороны установлено термосопротивление. которое также подключено к блоку БУЗ.

Схема защиты от  коммутационных перенапряжений

Появление коммутационных перенапряжений в схеме электро­снабжения вагона при отключении мощных потребителей (кипятильника, вентилятора и др.) является одной из отличительных осо­бенностей, присущих системам с подвагонными генераторами. Объясняется это в первую очередь влиянием индуктивности обмоток генератора. При отключении потребителей ток генератора быстро уменьшается, вызывая в его обмотках появление э. д. с. самоиндукции, стремящейся поддержать ток. Поскольку направ­ление э. д. с. самоиндукции в этом случае совпадает с направлением э. д. с. основной обмотки, то в системе происходит кратковременное увеличение напряжения (перенапряжение).

Коммутационные перенапряжения, попадая в цепи питания по­требителей, могут оказать на них отрицательное воздействие. За­метно снижает величину перенапряжений аккумуляторная бата­рея. Поскольку ее зарядное напряжение выше напряжения пита­ния всех остальных потребителей, то в рассматриваемой схеме их цепи разделены. Аккумуляторная батарея получает питание от основного ВО и дополнительного ВД выпрямителей, а остальные потребители только от основного выпрямителя. Для обеспечения демпфирующего действия батареи в схеме имеется специальный диод Д17 (см. рис. 59). При перенапряжениях на выходе основного выпрямителя, превышающих зарядное напряжение, диод Д17 от­крывается, образуя дополнительную цепь зарядного тока и тем самым снижая амплитуду перенапряжения. Диод Д17 и акку­муляторная батарея одновременно улучшают форму выходного на­пряжения основного выпрямителя, уменьшая величину пульсаций. В нормальных условиях работы диод Д17 исключает возможность подачи более высокого зарядного напряжения к проводам 61 и 161, от которых питаются потребители и цепи управления.

При обрыве цепи аккумуляторной батареи, что равносильно снятию нагрузки с генератора, возникающие перенапряжения не демпфируются. Такой режим может возникнуть, например, при перегорании плавкой вставки минусового предохранителя Пр2.

Для ограничения времени воздействия перенапряжений на по­требители в вагоне предусмотрена специальная быстродействую­щая тиристорная защита, общая схема которой приведена на рис. 65. Принцип работы тиристорной защиты основан на том, что при возникновении повышенного напряжения на шинах 61—50 потребите­лей к ним через несколько микросекунд тиристором подключается дополнительное низкоомное сопротивление (0,315 Ом). Нагрузка генератора возрастает, что приводит к снижению его выходного напряжения вследствие увеличения внутреннего падения напряже­ния. Одновременно тиристорная защита вызывает развозбуждение генератора, отключение цепи питания потребителей и включение аварийной схемы электроснабжения.