Электронные блоки вагона ЭВ-20, страница 6

Схема тиристорной защиты состоит из двух узлов: исполнитель­ного И  управления У. Основу исполнительного узла составляет последовательная цепь тиристора ТтЗ (15)и низкоомного сопротив­ления, составленного из резисторов R17 (15) иR28 (14). Сопротивление каждого из них равно 0,63 Ом. Соединение с минусовым про­водом осуществляется между обмоткой магнитного усилителя ОМУ и последовательной обмоткой возбуждения 01—02 генератора. В результате этого ток защитной цепи (тиристор ТтЗ— резисторы) протекает к основному выпрямителю, минуя обмотку возбуждения 0102. Этим исключается дополнительное подмагничивание гене­ратора, а следовательно, и увеличение его выходного напряжения.

Необходимые команды от исполнительного узла тиристорной защиты к схеме управления вагона передаются с помощью реле Р4 (14) включенного через предохранитель Пр75 параллельно тиристору ТтЗ. Один из замыкающих контактов реле Р4 (56) наводит­ся в общей цепи питания катушек реле Р6 и Р9, другой Р4 (56) в цепи контактора К2. Размыкающий контакт реле Р4 (48) постав­лен в цепь питания сигнальной лампы Л22.

Узел управления У9 защиты осуществляет контроль за величи­ной напряжения потребителей и в случае превышения им установ­ленного значения подает сигнал на открытие тиристора исполни­тельного узла. Плюс питающего напряжения к узлу управления подается с провода 61 через предохранители Пр76, Пр75 и диод  Д1. С минусовым проводом 50 узел соединен через диод Д14. Не­обходимое сглаживание питающего напряжения обеспечивает кон­денсатор С23. Узел включает в себя измерительную и усилитель­ную части. Первая составлена из двух плеч измерительного моста. Одно из плеч образуют последовательно включенные резисторы R1, R2, RЗ, а второе — последовательно включенные резистор R5, диоды ДЗ, Д4 и стабилитрон ПП1. Последние три элемента (ДЗ, Д4, ПП1) шунтированы конденсатором С1. В диагональ измеритель­ного моста включен переход эмиттер-база транзистора Т1,-шунти­рованный защитным диодом Д2. Коллектор транзистора Т1 через резистор R4 соединен с минусовым проводом. Усилительная часть узла управления составлена из транзистора Т2, тиристоров Тт1 и Тт2.

Подготовка схемы к работе осуществляется включением на стоянке выключателя В5 (57) «управление», что обеспечивает пода­чу плюса питающего напряжения с провода 161 через предохранитель Пр12 и замкнутый контакт В5 к общему проводу 75 цепей управле­ния. При этом загораются сигнальные лампы Л15 «РМН» и Л22 «Тир. защита». После нажатия кнопки Кн1 одним из ее контактов Кн1 (55) напряжение с провода 75 подается через диод Д9 непосредственно к катушке реле Р6, а другим контактом Кн1 (53) к катушке контактора К2, вызывая его включение. Замкнувшийся. контакт К2 (14) подает плюс питающего напряжения на общий провод 61, к которому подключены все потребители, тиристорная защита и катушки реле Р7 (50), Р5 (51) аварийного освещения.

В нормальном режиме работы тиристор ТтЗ отключен, реле Р4 включено, оно получает питание через замкнутый контакт кноп­ки Кн2 и резисторы R28 и R17. После включения реле один из его контактов Р4 (52), замыкаясь при нажатой кнопке Кн1, создает еще цепь питания катушки К2 от провода 75 через диод Д34, резисторы R6 и R38. Вследствие этого контактор К2 остаётся включенным после размыкания кнопки Кн1. Второйконтакт Р4 (56), замыкаясь, обеспечивает включение (при замкнутых контактах Кн1 и У6) реле Р6, которое благодаря своему замкнувшемуся кон­такту Р6 (56) встает на самоподхват, получая дополнительную цепь питания от провода 75 через замкнутые контакты Р2, Р6 и резистор R26. По этой же цепи, но минуя резистор R26, получает питание реле Р9 (57). Сопротивления резисторов R26 (270 Ом), R6 и R38 (каждое по 180 Ом) подобраны таким образом, чтобы токи, проте­кающие по катушкам реле, были достаточны для удержания их во включенном положении. Лампы Л15 (46) и Л22 (48) после включения реле Р4 и Р9 гаснут. Лампа Л16 (55) «Кн1» включается только на время замкнутого состояния контактов Кн1. Основное назначение этой лампы — сигнализировать о возможном «залипании» контактов кнопки Кн1, что недопустимо, так как отключение контактора К2 при срабатывании тиристорной защиты становится невозможным. — Узел управления тиристорной защиты работает следующим образом. Параметры элементов и способ включения эмиттерно-базового перехода транзистора Т1 выбраны так, что в нормальном режиме потенциал эмиттера оказывается выше потенциала базы, что обеспечивает открытое состояние транзистора. Открытый эмиттерно-коллекторный переход транзистора Т1 соединяет базу тран­зистора Т2, подключенную к коллектору транзистора Т1, с анодом диода ДЗ. Падение напряжения на последовательно соединенных диодах ДЗ и Д4 обеспечивает запирание транзистора Т2 и обрыв цепи. В результате из-за отсутствия питания в цепях управления в закрытом состоянии находятся тиристоры Тт1, Тт2 и ТтЗ.

Появление на проводах 61—50 потребителей перенапряжения, превышающего установленный уровень, приводит к тому, что по­тенциал базы транзистора Т1 становится выше фиксированного потенциала эмиттера. Эмиттерно-коллекторный переход транзисто­ра Т1 запирается. База транзистора Т2, соединенная .через резистор R4 с минусовым проводом, оказывается под меньшим потенциалом, чем его эмиттер, соединенный с катодом стабилитрона ПП1. Тран­зистор Т2 открывается и по цепочке: провод 61 — Пр76 — Пр75 — диод Д1 — резистор R5 — диоды ДЗ, Д4 — открытый эмиттерно-коллекторный переход транзистора Т2 — диод Д5 — управляющий электрод,   катод тиристора Тт1 — диод Д6 — управляющий электрод, катод тиристора Тт2 — управляющий электрод, катод тиристора ТтЗ—резисторы R17, R28—минусовый провод системы начинает протекать ток управления. Тиристор Тт1 откры­вается, шунтируя часть названной цепи и облегчая процесс откры­тия тиристора Тт2, который в свою очередь обеспечивает необходи­мые условия для открытия тиристора ТтЗ исполнительного узла.