Вводные, входящие в содержание задачи, должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность осуществлять постепенное усложнение обстановки, не допускать повторения однотипных действий в каждом последующем учебном вопросе.
Проведение группового управления требует тщательной подготовке преподавателя.
Подготовку к занятию преподаватель обычно начинает с изучения теоретических основ темы занятия. Затем он изучает замысел, тактическое задание, методическую разработку и литературу по теме занятия.
В результате самостоятельной подготовки преподаватель по установленной форме составляет план проведения группового упражнения. В плане каждому учебному вопросу необходимо указать:
- время на его отработку,
- оперативное время,
- в какой роли будут действовать обучаемые,
- как будут использоваться технические средства или наглядные пособия.
Подготовка руководителя и обучаемых к групповому упражнению является важным условием качественного проведения. В целях создания условий для творческой, самостоятельной работы при подготовке к групповому упражнению, как правило, не следует заранее сообщать обучаемым наименование учебных вопросов. Однако руководителю до начала группового упражнения целесообразно дать обучаемым необходимую консультацию, не раскрывая содержания учебных вопросов.
Обучаемые до начала занятия должны не только изучать соответствующие положения боевых уставов, наставлений и другую литературу, но и обязательно выполнить самостоятельно определенную работу в соответствии с заданием. Перед занятием с применением средств связи обучаемые должны изучить позывные должностных лиц, радиоданные, документы СУВ. Назначение на должности от сложности темы занятия и уровня подготовки обучаемых может проводиться во время проведения самостоятельной работы обучаемыми в предшествующий день военной подготовки или в начале проведения группового упражнения. Однако даже в тех случаях, когда обучаемые назначены на должности заблаговременно, они обязаны выполнить работу за действующего командира и подготовиться к работе в роли назначенного должностного лица.
Групповое упражнение можно разделить на три части:
- проверка подготовленности обучаемых к занятию,
- отработка намеченных учебных вопросов,
- общий разбор.
Подготовка к тактико-специальным занятиям
Тактико-специальные занятия являются одним из основных видов занятий со студентами по тактико-специальной подготовке на местности со штатной специальной техникой. Они имеют целью привить студентам прочные навыки и умения, а также морально-психологические качества, необходимые для уверенного выполнения обязанностей командиров подразделений при организации и выполнении специальных задач и для совершенствования профессиональной подготовки студентов.
Тактико-специальные занятия проводятся на разнообразной и, по возможности, незнакомой местности, в сложной и быстроменяющейся обстановке.
Проведение тактико-специального занятия осуществляется в строгом соответствии с методической разработкой и планом проведения занятия. Подготовка к тактико-специальному занятию начинается с написания методической разработки. Методическая разработка является установочным документом кафедры для преподавателей по вопросу организации и методики проведения занятия.
Для проведения тактико-специального занятия руководитель на основании методической разработки составляет план проведения, занятия, который представляет на утверждение не позднее двух дней до его проведения. Он включает, наименование темы и занятия; учебные и воспитательные цели, время, методы и место проведения; материальное обеспечение; методические указания по особенностям проведения занятия; перечень отрабатываемых вопросов с расчетом времени и методика отработки учебных вопросов.
В методических указаниях должны найти отражение:
- требования, предъявляемые к занятию приказами, Уставами и наставлениями,
- методические приемы по достижению учебных и воспитательных целей,
- порядок подготовки имитационной группы,
- порядок подготовки и использование средств материально-технического обеспечения,
- меры безопасности на занятиях.
В методике отработки учебных вопросов /ход занятия/ в соответствии с содержанием темы и последовательностью отработки учебных вопросов разрабатываются: тактическая обстановка, действия руководителя и действия обучаемых.
Тактическая обстановка разрабатывается для тактико-специального занятия, как правило, на карте. Она должна давать наглядное представление о характере действий противника и своих войск. Создания тактическая обстановка должна позволить отрабатывать учебные вопросы в соответствии с требованиями современного боя, а также учебными и воспитательными целями.
Район занятия должен в наибольшей степени обеспечивать поучительность его проведения, а также способствовать достижению поставленных целей. Если на местности, где планируется проводить тактико-специальные занятия, необходимо выполнить работы, требующие больших затрат сил, средств и времени, в отдельных случаях могут планироваться и проводиться на этой же местности накануне занятия по специальной подготовке.
В ходе рекогносцировки района проведения занятия на местности руководитель уточняет порядок отработки учебных вопросов, намечает исходный район и маршруты движения, реально проверяет время, необходимое для выдвижения из исходного района к местам выполнения задач РХБ защиты для отработки учебных вопросов, а также характер и возможные действия противника.
Значительное место при подготовке тактико-специального занятия руководитель должен уделять подготовке учебной материально-технической базы. Учебная материально-техническая база готовится исходя из отрабатываемой темы и учебных целей. Состав учебной материальной технической базы должен полностью обеспечивать отработку учебных вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка” по характеру ее разработки и своей направленности представляет собой научно-методический труд.
Она отражает уровень учебной, воспитательной и методической работы по учебной дисциплине педагогического коллектива цикла тактико-специальной подготовки. Она должна постоянно уточняться и совершенствоваться с учетом развития Российского военного искусства и педагогике высшей военной школы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.