На тактико-строевых занятиях студенты практически постигают всю сложность военного мастерства, приобретают сноровку в выполнении специальных задач, преодолении различных заграждений местности, выполнению мероприятий по защите от ОМП и зажигательных веществ противника, а также такие важные морально-боевые качества, как смелость, решительность, мастерское владение оружием, техникой и средствами защиты, физическую выносливость, и кроме того, получают прочные навыки в постановке задач, в умении владеть приемами и способами управления своими расчетами, отделениями и взводами в современном бою с его высокими темпами, маневренностью и огромным напряжением сил.
Сущность тактико-строевого занятия заключается в том, что действия подразделений разделяются на учебные вопросы, каждый учебный вопрос на отдельные приемы и способы действий, а каждый прием и способ действий на отдельные элементы.
В ходе тактико-строевого занятия с личным составом, расчетом, отделением и взводом в начале отрабатываются отдельные приемы и способы действий в различных ви-
- 37 -
дах боя в медленном темпе по элементам до тех пор, пока обучаемые не приобретут прочные навыки в правильном их выполнении, а затем слитно в пределах установленного нормативом времени.
Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях упражнение /тренировка/ в выполнении приемов и способов действий на поле боя. Могут применяться также показ, объяснение и демонстрационный метод.
На тактико-строевых занятиях обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий:
- выдвижение отделений, взводов и развертывание их из походного положения мероприятий РХБ защиты,
- приемы передвижения на местности,
- действия по сигналам оповещения,
- преодоление участков заражения, заграждений и разрушений преград,
- мероприятия по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения и зажигательных веществ,
- отражение атак противника,
- совершение маневра в ходе боя и вопросы управления расчетами, отделениями путем подачи команд /сигналов/ и отдачи распоряжений.
По каждой теме в зависимости от ее сложности и от времени, выделяемого программой на ее отработку, проводится несколько занятий. Занятия по наиболее важным темам, проведенные днем, повторяются ночью. Продолжительность тактико-строевого занятия с отделением 2-4 часа, со взводом 3-5 часов. На одном занятии отрабатывается 3-4 вопроса.
На тактико-строевых занятиях целесообразно отрабатывать вопросы, которые не содержат элементов практических действий на поле боя, как уяснение задачи, оценка обстановки и производство расчетов и т.п..
Тактическая обстановка на тактико-строевом занятии создается для отработки каждого учебного вопроса, для чего используется оборудование тактических учебных полей, автодромов и других объектов учебной материально-технической базы. Тактико-строевое занятие проводится на материальной части и без нее /”пеший по-машинному”/.
Тактико-специальные занятия являются одной из форм тактико-специальной подготовки отделения, взвода. Они предназначены для боевого слаживания отделений, взвода в организации выполнения специальных задач и в управлении подразделениями в ходе их выполнения.
Они проводятся после проведения тактико-строевых занятий с расчетами, отделениями и отработки по другим предметам обучения вопросов, знания которых необходимо для целеустремленного проведения занятий.
Сущность тактико-специального занятия состоит в том, что все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности, в единой тактической обстановке.
При необходимости в целях устранения, ошибок, допущенных в ходе тактико-специальных занятий, отдельные приемы и способы действий могут отрабатываться так же, как и на тактико-строевых занятиях, т.е. могут делаться выключения из обстановки.
Основными методами обучения на тактико-специальных занятиях являются практические работы и упражнения /тренировка/ в выполнении приемов и способов действий на поле боя.
Тактико-специальные занятия проводятся, как правило, на материальной части. Часть занятий проводится ночью.
Тема тактико-специального занятия охватывает обычно один вид боевых действий, продолжительность 3-5 часов. На одном тактико-специальном занятии может быть отработано 3-4 учебных вопроса.
- 38 -
Тактическая обстановка для тактико-специального занятия создается единой для отработки всех поставленных вопросов и на одну - две ступени выше обучаемого подразделения. Она должна обеспечивать максимальное приближение занятий к условиям боевой деятельности.
Уровень тактико-специальной подготовки подразделения в значительной степени зависит от методической подготовки руководителя занятий. Поэтому офицеры-преподаватели кроме совершенствования своих военных и политических знаний должны постоянно повышать и свое методическое мастерство, тщательно готовиться и умело проводить занятия, внедряя в ходе их проведения, передовые методы и формы обучения и воспитания личного состава.
В ходе занятий преподаватели обязаны добиваться полной и качественной отработки учебных вопросов, не допускать упрощений и послаблений, руководствуясь принципом – учить войска тому, что необходимо на войне.
На всех занятиях по тактико-специальной подготовке в соответствии с учебными вопросами темы, необходимо отрабатывать с личным составом нормативы, предусмотренные Сборником нормативов по защите от оружия массового поражения и боевой подготовки войск РХБЗ.
- 39 -
Подготовка и проведение тактико-строевых
и тактико-специальных занятий.
Тщательная подготовка к занятиям и проявления творчества со стороны руководителя в ходе их проведения являются важнейшими условиями качественной подготовки подразделений войск РХБЗ к выполнению мероприятий РХБ защиты.
Подготовка к занятию включает:
- изучение расписания занятия, личную подготовку руководителя, выбор и подготовку района занятия /участка местности/, разработку плана проведения занятия, подготовку личного состава и материального обеспечения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.