Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 26

Проверив уяснение задачи курсантами, командир расчета приступает к практической отработке первого элемента. Подав команды: “Расчет к машине”, а затем “Машины к зарядке приготовить”, командир расчета тренирует обучаемых  сноровистым действиям при подготовке машины к зарядке, обращая внимание на знание и четкость выполнения ими своих обязанностей. Если обучаемые допускают ошибки, действия расчета по данному элементу повторяется.

Для отработки второго элемента командир расчета строит расчет у машины и последовательно подает команды “К зарядке приступить”, а затем “Заводи”, “Включить насос” и тренирует расчет в проведении зарядки машины водой. По окончании наполнения цистерны водой подает команду “Меньше газ”. По этой команде водитель уменьшает обороты двигателя, а химик – дегазатор производит слив воды из резинометалового рукава. Если необходимо, действия личного состава повторяются.

Перед отработкой третьего элемента командир расчета объясняет, что для приготовления дезактивирующего раствора непосредственно в машине, необходимо в цистерну АРС-14 засыпать 3,75 кг порошка СФ-2У, а затем провести циркуляцию воды насосом в течении 3-5 минут или путем короткого пробега машины.

После этого он подает команду “Машину к приготовлению дезактивирующего раствора приготовить”. Приняв доклад химика – дегазатора о готовности машины, командир расчета последовательно командует “К приготовлению дезактивирующего раствора приступить”. “Заводи”. “Включить насос, “Глуши мотор”.

В ходе выполнения этих команд командир расчета контролирует работу обучаемых, добиваясь быстрых и слаженных действий обучаемых. При отработке учебного вопроса для оживления обстановки можно тренировать личный состав действием по вспышке ядерного взрыва, налете авиации и т.д..

Добиваясь четких и правильных действий от обучаемых, командир расчета проводит краткий разбор по первому вопросу,  выдвигает отделение на участок поля, на котором находятся макеты боевой техники, зараженные радиоактивными веществами и приступает к отработке второго учебного вопроса.

2. Дегазация вооружения и боевой техники в районе

                                            расположения подразделения.

Командир расчета объявляет учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, которыми могут быть: развертывание авторазливочной станции с ходу. Инструктаж экипажей / расчетов / зараженной техники и проведение дезактивации вооружения и боевой техники. Свертывание АРС-14.

Для отработки этого вопроса командир расчета создает примерно такую тактическую обстановку.

Противник ведет оборонительный бой в 15 км западнее нас. Отделение проводит дезактивацию танков 2тр расположенных  справа и слева от дороги в 100 м впереди нас.

Задача расчета – провести дезактивацию восьми танков 2тр расположенных слева от дороги в группах по четыре танка /показывает на местности/.

Обработку начать в 10.20. закончить в 11.30. Сигналы оповещения прежние. Мой заместитель – курсант Иванов.

Проверив знания курсантов по порядку проведения СО, задачи расчета, командир расчета отрабатывает норматив по надеванию средств защиты и противогаза. Для чего подает следующие команды “Расчет, к машине”. “Защитный комплект надеть”. “Газы”.

Для выдвижения к первой группе зараженных объектов командир расчета подает команды “Отделение – по местам”. “Водитель – заводи”, а затем “К группе танков у кургана вперед”.

Далее командир расчета обучает водителя правильно ставить дегазационную машину у зараженных объектов в зависимости от их расположения и направления ветра.

Поставив машину так, чтобы можно было одновременно обрабатывать 4 танка. Командир расчета подает команды “Расчет – к машине”. “Авторазливочную станцию развернуть”. Закрепив выполнение норматива по развертыванию и подготовке авторазливочной станции к работе, командир расчета приступает к отработке следующего элемента.

Построив солдат у машин, командир расчета объявляет порядок проведения инструктажа экипажей /расчетов/ зараженной техники, а затем тренирует химика-дегазатора и водителя в проведении такого инструктажа. При этом командир расчета выступает в роли командира инструктируемого экипажа /расчета/.

Долее командир расчета подает команду “К дезактивации приступить и обучает личный состав действиям расчета при проведении полной дезактивации зараженной техники с помощью брандспойтов со щетками.

Для обучения приемам перемещения авторазливочной станции к очередной группе зараженных объектов, командир расчета приказывает химику-дегазатору взять в руки рукава с брандспойтами, находящиеся с левого борта машины и подает команду “Водитель – в группе танков у редкого кустарника – вперед”. Переместившись к очередной группе зараженных объектов, командир расчета устанавливает авторазливочную станцию между ними и организует работу с ними.

Отработка третьего элемента проводится в виде тренировки в выполнении нормативов по частичной дезактивации авторазливочной станции и свертывание ее в “Походное  положение“.

Отработав вопрос по элементам, командир расчета, при необходимости, отрабатывает его в целом. Занятие заканчивается проведением краткого разбора и докладом командиру взвода об окончании занятия.

Ниже приводятся примеры подготовки и проведения занятий по тактико-специальной подготовке с расчетом и отделением по обучению их действиям при выполнении различных специальных задач.

Например:

Тема: “Действия отделения по дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и боевой техники в районе расположения подразделений”.

Учебные цели:

1. Научить отделение умелым и сноровистым действиям при развертывании дегазационных машин с ходу и проведении дегазации вооружения и боевой техники артиллерийских подразделений на огневых позициях.

2. Выработать у личного состава высокие психологические качества при выполнении задач по обработке вооружения и боевой техники, зараженной ОВ противника, ночью.

Вид занятия: Тактико-строевое занятие, ночью

Время: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Развертывание с ходу и обработка вооружения и боевой техники артиллерийских подразделений на огневых позициях. Переснаряжение дегазационных комплектов и приборов.

2. Действия после окончания работ.

Проведение занятия.