2.2. Влияние различий на вопросы проектирования цифрового кинотеатра
Рассмотрим, на каких конкретно вопросах при проекти-ровании цифрового кинотеатра скажутся приведенные в предыдущем разделе различия.
Из различия 1 следует, что отказ от использования кинопленки как носителя информации изменяет не только внешний вид самого цифрового кинопроектора, но и технологию демонстрирования кинофильмов. В свою очередь изменение технологии влияет на технологический комплекс помещений, их состав и площади.
Также можно снизить требования пожарной безопасности к стене, разделяющей зрительный зал и киноаппаратную, уменьшив ее толщину, и, тем самым снизить стоимость строительства.
Из различия 2 следует, что при демонстрировании кинофильма снятого в формате 3D на пути прохождения света от ксеноновой лампы до глаз зрителя дополнительно будут применяться, в зависимости от системы стереосъёмки, поляризационные фильтры и поляризационные очки, либо к ним будет добавлен вращающийся светофильтр (для системы Dolby).
На этих элементах теряется от 50 и более процентов светового потока цифрового кинопроектора.
Так было и при стереопроекции по системе «Стерео 70», применявшейся в нашей стране, где терялось до 45-50% светового потока кинопроектора.
Как сказано в различии 10 для системы 3D, нормировали яркость в центре киноэкрана от 3,2 до 5,5 fl [13].
Для демонстрирования цифровых стереокинофильмов:
- снятых по системе Dolby 3D или других систем, пре-дусматривающих наличие дополнительного вращающегося диска, которая была измерена для каждого глаза с полной стереоскопической системой, включая очки, допустимой можно принять яркость величиной в 3,2 fl (11 кд/м2);
- для системы XpanD X3D, RealD 3D допустимо принять яркость в центре экрана величиной в 5,5 fl (18,8 кд/м2).
Следовательно: при расчёте светового потока проектора достаточно найти требуемый световой поток для проекции 2D изображений без отрицательного допуска, т.е. задавать для расчета яркость в центре киноэкрана L=48+7 кд/м2 (или 14 fl).
Различие 2 накладывает ограничения и на применение определённого киноэкрана и на расположение зрителей в зале, для просмотра стереокинофильмов.
Для демонстрирования стереокинофильмов необходимо применять киноэкран средней или сильной направленности. Применение экрана направленного действия требует определённого размещения зрительских мест. Для экранов плоской формы как показано на рис.2.2.
![]() |
Рис.2.2. Расположение зрительских мест
Зрительские места необходимо расположить в пределах угла 60° относительно киноэкрана для плоских киноэкранов
Цифровые кинотеатры, предусматривающие демон-стрирование кинофильмов, снятых в формате 3D по активному методу, в силу различия 2, должны, иметь так называемый, «серебряный киноэкран». Такой экран должен обладать большой величиной направленности, порядка 2,8 и более. Но при этом уменьшается угол половинной яркости.
Для просмотра кинофильмов, снятых в формате 3D, в современных залах, киноэкран должен быть изогнутым и иметь цилиндрическую форму.
При цилиндрической форме киноэкрана радиус изгиба экрана должен составлять, от 0,8 до 1,0 проекционного расстояния [1], с целью увеличения яркости киноэкрана для большей зоны зрительских мест по ширине.
Зрительские места необходимо располагать в зоне, показанной на рис.2.3.
![]() |
Рис.2.3. Зона зрительских мест для экранов направленного действия
Для экранов средней направленности угол, ограничивающий зону зрительских мест, составляет 30°.
Для экранов сильной направленности угол, ограничивающий зону зрительских мест, необходимо уменьшить до 25°.
Изгибать поверхность экрана в форме части вогнутого цилиндра с радиусом изгиба равным проекционному расстоянию следует и в особо широких зрительных залах для достижения равномерности освещенности экрана по ширине. Сведения о киноэкранах приведены в [5].
Следует помнить, что наиболее качественное восприятия стереоизображения по длине зала также ограничена.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.