Проектирование залов для цифрового кинопоказа, страница 5

2.2. Влияние различий на вопросы проектирования цифрового кинотеатра

Рассмотрим, на каких конкретно вопросах при проекти-ровании цифрового кинотеатра скажутся приведенные в предыдущем разделе различия.

Из различия 1 следует, что отказ от использования кинопленки как носителя информации изменяет не только внешний вид самого цифрового кинопроектора, но и технологию демонстрирования кинофильмов. В свою очередь изменение технологии влияет на технологический комплекс помещений, их состав и площади.

Также можно снизить требования пожарной безопасности к стене, разделяющей зрительный зал и киноаппаратную, уменьшив ее толщину, и, тем самым снизить стоимость строительства.

Из различия 2 следует, что при демонстрировании кинофильма снятого в формате 3D на пути прохождения света от ксеноновой лампы до глаз зрителя дополнительно будут применяться, в зависимости от системы стереосъёмки, поляризационные фильтры и поляризационные очки, либо к ним будет добавлен вращающийся светофильтр (для системы Dolby).

На этих элементах теряется от 50 и более процентов светового потока цифрового кинопроектора.

Так было и при стереопроекции по системе «Стерео 70», применявшейся в нашей стране, где терялось до 45-50% светового потока кинопроектора.

Как сказано в различии 10 для системы 3D, нормировали яркость в центре киноэкрана от 3,2 до 5,5 fl  [13].

Для демонстрирования цифровых стереокинофильмов:

- снятых по системе Dolby 3D или других систем, пре-дусматривающих наличие дополнительного вращающегося диска, которая была измерена для каждого глаза с полной стереоскопической системой, включая очки, допустимой  можно принять яркость величиной в 3,2 fl (11 кд/м2);

- для системы XpanD X3D, RealD 3D  допустимо принять яркость в центре экрана величиной в 5,5 fl (18,8 кд/м2).

Следовательно: при расчёте светового потока проектора достаточно найти требуемый световой поток для проекции 2D изображений без отрицательного допуска, т.е. задавать для расчета яркость в центре киноэкрана L=48+7 кд/м2 (или 14 fl).

Различие 2 накладывает ограничения и на применение определённого киноэкрана и на расположение зрителей в зале, для просмотра стереокинофильмов.

Для демонстрирования стереокинофильмов необходимо применять киноэкран средней или сильной направленности. Применение экрана направленного действия требует определённого размещения зрительских мест. Для экранов плоской формы как показано на рис.2.2.

 


Рис.2.2. Расположение  зрительских мест

Зрительские места необходимо расположить в пределах угла 60° относительно киноэкрана для плоских киноэкранов

Цифровые кинотеатры, предусматривающие демон-стрирование кинофильмов, снятых в формате 3D по активному методу, в силу различия 2, должны, иметь так называемый, «серебряный киноэкран». Такой экран должен обладать большой величиной направленности, порядка 2,8 и более. Но при этом уменьшается угол половинной яркости.

Для просмотра кинофильмов, снятых в формате 3D, в современных залах, киноэкран должен быть изогнутым и иметь цилиндрическую форму.

При цилиндрической форме киноэкрана радиус изгиба экрана должен составлять, от 0,8 до 1,0 проекционного расстояния [1], с целью увеличения яркости киноэкрана для большей зоны зрительских мест по ширине.

Зрительские места необходимо располагать в зоне, показанной на рис.2.3.

 


Рис.2.3. Зона зрительских мест для экранов направленного действия

Для экранов средней направленности угол, ограничивающий зону зрительских мест, составляет 30°.

Для экранов сильной направленности угол, ограничивающий зону зрительских мест, необходимо уменьшить до 25°.

Изгибать поверхность экрана в форме части вогнутого цилиндра с радиусом изгиба равным проекционному расстоянию следует и в особо широких зрительных залах для достижения равномерности освещенности экрана по ширине. Сведения о киноэкранах приведены в [5].

Следует помнить, что наиболее качественное восприятия стереоизображения по длине зала также ограничена.