Проектирование залов для цифрового кинопоказа, страница 17

L= 48±7кд/м2. Для вновь проектируемых кинозалов жела-тельно применение положительного значения допуска. Отрицательные величины допуска следует применять для действующих цифровых кинопроекторов.

По рассчитанному значению Fтр выбирают тип проектора с таким расчетом, чтобы паспортное значение светового потока проектора было равно или больше найденного расчетным путем.

5.1. Определение светового потока проектора для демонстрирования стереоскопических 3Dизображений

Современные цифровые кинопроекторы позволяют демонстрировать как широкоэкранные, так и стереоскопические 3D кинофильмы. Поэтому после определения светового потока для получения широкоэкранного изображения необходимо определить величину светового потока проектора, необходимую для демонстрирования стереокинофильмов.

Спецификой стереокинопроекции является обеспечение баланса уровней яркости идентичных точек левого и правого изображения. Отношение яркости в идентичных точках левого и правого изображений должно быть:

—  в центре  не менее 0,8;

—  по  краям — не менее 0,65, по нормам [3].

Для обеспечения нормированной яркости необходимый световой поток проектора, с учетом специфических потерь при стереопроекции, должен  быть:

, лм                        (4.2)

где: S — площадь стереоизображения  на  экране;

L — нормированная яркость экрана.

Для демонстрирования цифровых стереокинофильмов, снятых по системе Dolby 3D или Master Image, пре-дусматривающих наличие дополнительного вращающегося диска, яркость (которая была измерена для каждого глаза с полной стереоскопической системой, включая очки) допустимо принять величиной в 3,2 fl (11 кд/м2);

- для системы XpanD X3D, RealD 3D  допустимо принять яркость в центре экрана величиной в 5,5 fl (18,8 кд/м2) [13].

К1 — коэффициент неравномерности освещенности — 0,9; К2 — коэффициент запаса светового потока —  1,15;

К3 — коэффициент пропускания проекционного окна — 0,85;

К4 — расчетный коэффициент яркости экрана:

0,8…1,0 – для беломатовых диффузных киноэкранов;

1,4…1,8 -  для направленных экранов средней направленности (Н-2-П по отечественной классификации);

2,3…2,5 - для направленных экранов сильной направленности (Н-3-П по отечественной классификации).

К5 — коэффициент использования рабочей площади одного кадра по отношению к площади кадра:

К5 = 0,89 для широкоэкранного киноизображения без анаморфотной насадки;

К5 = 0,98 для кашетированного киноизображения без анаморфотной насадки;

К5 = 1,0 для широкоэкранного киноизображения с анаморфотной насадкой.

К6 — коэффициент, учитывающий снижение яркости изображения при прохождении света через поляризационный фильтр;

К7 — коэффициент, учитывающий снижение яркости изображения при наблюдении изображения через   стереоочки;

К8 — коэффициент, учитывающий снижение яркости изображения при работе вращающегося диска для системы Dolby Digital 3D или Master Image;

К9 — коэффициент пропускания анаморфотной насадки — 0,85.

Если при использовании стереосистемы какой либо элементов (коэффициенты К6 … К9 ) не используется, то величину соответствующего коэффициента принимают равной 1,0.

В настоящее время в литературе и информационной литературе фирмами производителями не приводятся величины коэффициентов К6 … К9, поэтому определить величину светового потока цифрового кинопроектора, необходимую для демонстрирования стереокинофильмов Fтр,ст, затруднительно.

Учитывая, что в [14] приведены величины  потерь светового потока цифровых кинопроекторов при демонстрировании 3D фильмов, достаточно провести проверку требуемого светового потока для демонстрирования стереофильмов. Для этого после нахождения Fтр по (4.1) используя примерные величины  эффективности Кэфф3D  систем демонстрирования цифровых стереофильмов [16]:

- для системы Real D        Кэфф3D ≈ 15%;

- для системы Real D XL (два проектора)  Кэфф3D ≈ 28%;

- для системы Xpand        Кэфф3D ≈ 18%;

- для системы Dolby 3D   Кэфф3D ≈ 12%, находят эффективную величину светового потока, достигающего глаза зрителя по формуле: