Н (37)
где Ме – эффективный крутящий момент двигателя по ВСХ, Нм;
Uкпi – передаточное число КП на i-той передаче;
Uo – передаточное число главной передачи;
ηт – КПД трансмиссии;
rк – радиус качения колеса без скольжения, м.
Скорость автомобиля определяется по формуле:
(38)
где nе – текущая частота вращения коленчатого вала, об/мин;
rк– радиус качения колеса без скольжения.
Результаты расчётов по формулам (34) и (35) при характерных частотах вращения коленвала на всех передачах в КПП заносим в таблицу 14 и строим тяговую характеристику автомобиля, на которой проводим линии, соответствующие максимальной окружной силе (силе тяги) по сцеплению шин с дорогой для случая движения по сухому и по мокрому асфальту:
, (39)
где Gφ –сцепной вес автомобиля, Н;
Gφ=9,81·711=6974,91 Н
φ = 0,55 – мокрый асфальт;
φ = 0,7…0,85 – сухой чистый асфальт.
;
;
Если кривые FТ лежат выше линии FТφ, то это означает пробуксовку шин. Допускается пробуксовка шин на мокром асфальте на низших передачах и на сухом асфальте на первой передаче, т.к. подача топлива максимальна; в противном случае необходимо увеличивать сцепной вес Gφ автомобиля.
2.5 Динамическая характеристика автомобиля
Графическая зависимость динамического фактора D от скорости движения автомобиля Vа называется динамической характеристикой. Динамический фактор – это отношение свободной силы тяги к весу автомобиля Gа:
, (40)
где Fв – сила сопротивления воздуха, Н:
, (41)
где – коэффициент сопротивления воздуха;
– площадь лобового сопротивления;
;
– скорость автомобиля приведена в таблице 14;
Результаты расчётов по формуле (41), а затем и по формуле (40) заносим в таблицу 14 и строим график динамической характеристики, по которому определяем:
1) Dmax – максимальный динамический фактор на низшей передаче и соответствующую ему скорость VD;
2) Vкр – критическая скорость движения на высшей передаче – скорость, при превышении которой движение автомобиля на данной передаче будет устойчивым;
3) Динамический фактор при максимальной скорости DV.
На графике динамической характеристики проводим линии, соответствующие динамическому фактору при движении по мокрому и сухому асфальту.
(42)
где – сцепной вес автомобиля;
=6974,91 Н;
– мокрый асфальт;
– сухой чистый асфальт;
=9,81·1225=12017,25 Н;
Используя график динамической характеристики, определим максимальный преодолеваемый автомобилем подъём :
если , то (43)
,
-максимальный преодолеваемый подъем по сцеплению шин с дорогой:
iφ =tgα = , (44) где φ=0,8;
rк ─ радиус качения колеса, rк =0,3361 м;
L ─ база автомобиля, L=2,868 м;
hg ─ высота центра тяжести автомобиля, из условия hg ≥ 1,4·rк,принимаем hg= 0,47 м;
fo - коэффициент сопротивления качению колеса, = 0,01;
b – расстояние от центра тяжести до задней оси
iφ =tgα =
iφ =arctg 2,029 = 63,76%
Рассчитав iдвс и iφ определяем максимальный преодолеваемый подъем:
т.к iдвс< iφ ,то iмax=iдвс=0,450=45%
Определённый не должен быть меньше значения:
- для легковых автомобилей:
= 35%
Используя тяговую и динамические характеристики, определим для одиночных автомобилей массу возможного буксируемого прицепа mn:
mn= (45)
где FTmax - максимальное значение тяговой силы на низшей передаче, Н
g – ускорение свободного падения, g = 9,81, м/с2
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.