Конструкция, теория и основы расчета автомобилей. Тягово-динамический расчет легкового автомобиля первого класса второй группы c выполнением спецзадания, страница 3

                  Р                (6)

где  Ре – текущая мощность ДВС;

Ре max – максимальная мощность ДВС, кВт;

a, b и c – коэффициенты зависящие от типа и конструкции ДВС;

nе – текущая частота вращения коленчатого вала ДВС, об/мин;

nр – частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, развиваемой ДВС, об/мин.

Основываясь на данных по ДВС автомобилей – прототипов, которые приведены в таблице 1, принимаем для ДВС проектируемого автомобиля:

nе min = 600…800 об/мин – минимальную устойчивую частоту вращения коленвала, nе min = 800 об/мин;

nМ – частота вращения коленчатого вала при максимальном моменте, развиваемом ДВС.

Для бензинового ДВС nе max= nр=5000  1,1=  5500 об/мин.

Для бензинового ДВС частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, развиваемом ДВС, определяется по соотношению:        

                                       nМ = nр/ кn ,                                                    (7)                              

где  кn – коэффициент приспосабливаемости  по частоте вращения коленчатого вала ДВС (приведено в техническом задании на проектирование). 

nМ = 5000 / 1,67 = 3000 об/мин ,

Принятые и рассчитанные значения характерных частот вращения коленчатого вала ДВС заносим в таблицу 3.

Таблица 3 - Характерные частоты вращения коленчатого вала ДВС проектируемого автомобиля

Частота ДВС

Обозначение

Величина, об/мин

минимальная устойчивая

ne min

800

при максимальном крутящем моменте Мe max

nM

3000

при максимальной мощности Рemax

nр

5000

максимальная

ne max

5500

     Определим коэффициенты a, b и c, входящие в формулу (6) для бензинового ДВС:

                                                         (8)

                                                               (9)

                                                                    (10)

Если коэффициенты a, b и c, определены правильно, то для обоих типов ДВС должны выполнятся следующие условия:

1)  с <  0;

–1,245< 0;

2)  а + b + с = 1;

0,753+ 1,491 + (-1,245) = 1;

3)  b + 2с / Кn = 0;

1,491+ 2 · (-1,245) / 1,67= 0;

4)  a + b / Kn + c/Kn2 = Kм;

0,753+ 1,491 / 1,67 + (-1,245) / 1,672= 1,2.

5)  a + 2b +3c =0

0,753 + 2(1,491)+3(-1,245) =0

Рассчитанные и проверенные коэффициенты a, b и с заносим в таблицу 5.

Таблица 4 - Коэффициенты для построения ВСХ

a

0,753

b

1,491

с

-1,245

Выразим максимальную мощность Pemax , развиваемую ДВС.

Рассчитаем удельную мощность Руд, Для проектируемого автомобиля:

Руд. =                                        (11)               

Руд. =

Крутящий момент Мр при максимальной мощности  Рemax:

               Мр=                                   (12)

где  Р emax – максимальная мощность, кВт;

nр– частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин.

Мр=

Тогда максимальный крутящий момент Мe max равен:

Мe max = Мр· КМ ,                                                 (13)

Мe max = 79,60· 1,2= 95,52 Н·м

Рассчитанные показатели мощности ДВС Рemax, крутящего момента Мemax и удельной мощности Руд должны находиться на уровне автомобилей - прототипов, что отражается в таблице 5 и сопоставляется с данными таблицы 6.

Таблица 5 - Основные показатели ДВС проектируемого автомобиля и автомобилей - прототипов

Р e max

кВт (л.с.)/об/мин

Мe max

Н . м/об/мин

Руд.

кВт/т

Проектируемый

автомобиль

102,25 (139,06)/5000

240,26/3000

85,57

Автомобили-

Прототипы:

Seat Arosa 1,0 i

Opel Corsa 1,0 i

Hyundai  Atos 1.0i

37(50)/5000

40(54)/5600

41(56)/5500

86/3000

82/2800

82/3100

29,36

29,41

33,6