– расстояние от центра тяжести до задней оси;
– база автомобиля;
, – соответственно масса приходящаяся на переднюю и заднюю ось.
мм, (21)
мм; (22)
2.3 Выбор передаточных чисел трансмиссии
2.3.1 Передаточное число главной передачи
Передаточное число главной передачи U0 выбираем из условий обеспечения максимальной скорости Vamax автомобиля, заданной в техническом задании на проектирование, по следующей зависимости:
(23)
где ne max – максимальная частота вращения коленвала, Нм;
rк – радиус качения колеса, м;
UB– передаточное число высшей ступени КП: если высшая передача прямая, то UB = 1; если повышающая - UB = 0,65…0,82.
Принимаем UB =0,82
Полученное значение U0 находится в интервале, приведенном в таблице 8.
Таблица 8 – Передаточные числа U0 главных передач
Тип автомобиля |
Легковые заднеприводные |
Легковые переднеприводные |
Грузовые и автобусы |
U0 |
2,7…4,9 |
3,3…5,1 |
3,5…9,0 |
2.3.2 Выбор передаточного числа первой ступени КП
Значение передаточного числа первой ступени U1 КП определяется по трем условиям и, если между полученными значениями выполняются определенные соотношения, то одно из них принимается в качестве расчетного:
а) по условию преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги ψmax, преодолению максимального подъема:
, (24)
где Ga= mag – вес автомобиля, Н;
ma – полная масса автомобиля, кг;
rк – радиус качения колеса, м;
Me max – максимальный крутящий момент, Н . м;
U0 – передаточное число главной передачи;
ηТ – КПД трансмиссии;
ψ max – максимальное сопротивление дороги;
Принимаем ψmax = 0,4;
б) по условию реализации окружной силы на колесах автомобиля, т.е. по сцеплению шин с дорогой – отсутствию буксирования ведущих колес при преодолении максимального подъема:
, (25)
где φ = 0,7…0,85 – коэффициент сцепления шин с дорогой; принимаем φ = 0,85;
G φ = mφg – сцепной вес – вес, приходящийся на ведущие колеса, Н;
mφ– масса на ведущие колеса, кг;
КRφ – коэффициент перераспределения нагрузки на ведущие колеса при преодолении максимального подъема – приведен в таблице 9.
Таблица 9 – Значения КRφ при преодолении максимального подъема
Тип автомобиля |
КR1 |
KR2 |
Легковой |
0,75…0,85 |
1,08…1,14 |
Грузовой |
0,85…0,9 |
1,05…1,1 |
Автобусы |
0,87…0,92 |
1,08…1,13 |
Повышенной проходимости |
0,4…0,6 |
1,18…1,22 |
в) по обеспечению минимальной устойчивой скорости движения автомобиля Vamin:
, (26)
где ne min – минимальная частота вращения коленвала , об/мин;
Vamin = 3…7 км/ч – минимально устойчивая скорость движения.
После расчета U1ψ, U1φ и U1v по формулам (21) – (23) принимаем передаточное число первой ступени U1 по условиям:
U1ψ ≤ U1 ≤ U1φ и U1 ≥ U1v (27)
3,316 ≤ 3,46 ≤5,99 и 3,46≥3,081
Принимаем U1=3,46( с целью унификации с базовым вариантом).
Так как принятое U1 ≠ U1v , то определяем Vamin при принятом передаточном числе первой ступени по формуле:
, км/ч (28)
Полученное значение Vamin находится в пределах 3…7 км/ч.
2.3.3 Проверка U1 по работе буксования сцепления
Проверим принятое значение передаточного числа первой ступени U1 КП по работе буксования сцепления Аб при трогании автомобиля с места:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.