Конструкция, теория и основы расчета автомобилей. Тягово-динамический расчет легкового автомобиля первого класса второй группы c выполнением спецзадания, страница 5

 – расстояние от центра тяжести до задней оси;

 – база автомобиля;

,  – соответственно масса приходящаяся на переднюю и заднюю ось.                                                                     

                         мм,       (21)                    

                                         мм;          (22)

2.3 Выбор передаточных чисел трансмиссии

2.3.1 Передаточное число главной передачи

Передаточное число главной передачи U0 выбираем из условий обеспечения максимальной скорости Vamax автомобиля, заданной в техническом задании на проектирование, по следующей зависимости:

                                    (23)

где       ne max – максимальная частота вращения коленвала, Нм;

rк – радиус качения колеса, м;

UB– передаточное число высшей ступени КП: если высшая передача прямая, то UB = 1; если повышающая - UB = 0,65…0,82.

Принимаем UB =0,82

Полученное значение U0 находится в интервале, приведенном в таблице 8.

Таблица 8 – Передаточные числа U0 главных передач

Тип автомобиля

Легковые

заднеприводные

Легковые

переднеприводные

Грузовые

и автобусы

U0

2,7…4,9

3,3…5,1

3,5…9,0

2.3.2 Выбор передаточного числа первой ступени КП

Значение передаточного числа первой ступени  U1 КП определяется по трем условиям и, если между полученными значениями выполняются определенные  соотношения, то одно из них принимается в качестве расчетного:

а) по условию преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги ψmax, преодолению максимального подъема:

,                                         (24)

где       Ga= mag – вес автомобиля, Н;

ma – полная масса автомобиля, кг;

rк – радиус качения колеса, м;

Me max – максимальный крутящий момент, Н . м;

U0 – передаточное число главной передачи;

ηТ – КПД трансмиссии;

ψ max – максимальное сопротивление дороги;

Принимаем ψmax = 0,4;

б) по условию реализации окружной силы на колесах автомобиля, т.е. по сцеплению шин с дорогой – отсутствию буксирования ведущих колес при преодолении максимального подъема:

,                                   (25)

где       φ = 0,7…0,85 – коэффициент сцепления шин с дорогой; принимаем φ = 0,85;

G φ = mφg – сцепной вес – вес, приходящийся на ведущие колеса, Н;

mφ– масса на ведущие колеса, кг;

К – коэффициент перераспределения нагрузки на ведущие колеса при преодолении  максимального подъема – приведен в таблице 9.

Таблица 9 – Значения К при преодолении максимального подъема

Тип автомобиля

КR1

KR2

Легковой

0,75…0,85

1,08…1,14

Грузовой

0,85…0,9

1,05…1,1

Автобусы

0,87…0,92

1,08…1,13

Повышенной

проходимости

0,4…0,6

1,18…1,22

в) по обеспечению минимальной устойчивой скорости движения автомобиля  Vamin:

,                                 (26)

где     ne min – минимальная частота вращения коленвала , об/мин;

Vamin = 3…7 км/ч – минимально устойчивая скорость движения.

После расчета  U1ψ, U и U1v  по формулам (21) – (23) принимаем передаточное число первой ступени U1 по условиям:

U1ψ U1U и U1U1v                                       (27)

3,316 3,46 ≤5,99 и 3,46≥3,081

Принимаем U1=3,46( с целью унификации с базовым вариантом).

Так как принятое U1 ≠ U1v , то определяем Vamin при принятом передаточном числе первой ступени по формуле:

, км/ч                                      (28)

Полученное значение Vamin находится в пределах 3…7 км/ч.

2.3.3 Проверка U1  по работе буксования сцепления

Проверим принятое значение передаточного числа первой ступени U1 КП  по работе буксования сцепления Аб при трогании автомобиля с места: