Особенности организации коммерческой деятельности малых предприятий в России в условиях современной экономики, страница 9

В нашем случае за базовую широту будет приниматься количество возможных подкатегорий, а за действительную широту – количество подкатегорий организации.

Шд = 5

Шб = 13

Кш = 5 : 13 * 100% = 38,46

Как видно из расчетов, коэффициент широты ассортимента даже не приближается к порогу 50%. Возможно, предприятию стоит задуматься о расширении ассортиментных подкатегорий, введении новых услуг.

Такой показатель как глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. В нашем случае это будет количество товарных позиций по подкатегориям товаров.

Глубина вычисляется по формуле 2:

Кгл =  · 100, %                                                        (2)

где     Кгл – коэффициент глубины;

Гд – действительная глубина (количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии);

Гб – базовая глубина (предполагаемое количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов).  

В нашем случае за действительную глубину будет приниматься количество товарных позиций по подкатегориям в настоящий момент, а за базовую глубину – самое большое количество товарных позиций по подкатегориям, которое когда-либо было на предприятии.

Кгл = 615 : 745 *100% = 82,55%

Показатель глубины ассортимента достаточно высокий, но возможно имеет смысл добавить еще несколько товарных позиций, чтобы не потерять эту глубину при том же расширении ассортимента.

Еще одним показателем ассортимента является его устойчивость. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.

Устойчивость можно определить по следующей формуле 3:

Ку =  · 100, %                                                   (3)

где     Ку – коэффициент устойчивости;

У – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;

Ш – действительный показатель широты.

Ку = 3 : 5 * 100% = 60%

Для специализированных магазинов коэффициент устойчивости должен составлять около 75%, поэтому предприятию рекомендуется поработать над устойчивостью ассортимента.

Еще одним важным коэффициентом является обновляемсть ассортимента. Она вычисляется по следующей формуле:

Кн = (Н : Шд)                                                      (4)

где Кн – коэффициент новизны;

Н – количество новых моделей, поступивших в продажу за определенный период времени;

Шд – действительная широта ассортимента.

В нашем случае коэффициент обновляемости будет вычисляться за квартал.

Кн  = 4 : 5 = 0,8

Коэффициент обновляемости достаточно высокий.

После того, как была составлена ассортиментная матрица и проанализированы основные показатели ассортимента, необходимо произвести расчеты динамики товарооборота по товарным группам для дальнейшего анализа рекламных мероприятий и составления рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности.

Для начала необходимо рассчитать общую динамику товарооборота за 2015 и 2016 годы, а после этого рассчитать поквартальную динамику товарооборота за 2015 и 2016 годы и сравнить полученные показатели. Данные приведены в таблице 9.

Таблица 9 – Динамика товарооборота за 2015-2016 годы

Год

Розничный товарооборот, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2015

956,3

-

-

-

2016

1 850,5

894,2

193%

93%

Из таблицы видно, что розничный товарооборот по сравнению с 2015 годом вырос почти в два раза. Связано это с расширением ассортимента товаров и растущей статистикой посещений сайта интернет-магазина.

Теперь рассчитаем поквартальные показатели динамики товарооборота.

В таблице 10 посчитаны показатели за 2015 год.

Таблица 10 – Поквартальная динамика товарооборота за 2015 год