Особенности организации коммерческой деятельности малых предприятий в России в условиях современной экономики, страница 3

Рисунок 4 – Доля начинающих предпринимателей среди населения

Стоит отметить, что сильное негативное воздействие на сектор оказали кризисные явления – рост процентных ставок и кризис ликвидности. В условиях кризиса 2014 и 2015 годов, а также смежных явлений (в том числе политических) обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий. Несомненно, это ударило и по рентабельности бизнеса и по финансовой устойчивость субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно результатам проводимых Росстатом ежеквартальных исследований малых предприятий, в среднем около 50% малых предприятий, занятых в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, производства и распределения воды, газа, электроэнергии постоянно сталкиваются с проблемой недостаточного спроса[3].

1.3  ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Прежде чем рассматривать особенности организации коммерческой деятельности и их характеристики, необходимо рассмотреть само определение коммерческой деятельности.

Памбухчиянц О.В. в своем учебнике «Организация коммерческой деятельности» дает следующее определение:

Коммерческая деятельность – это разновидность предпринимательства, осуществляемого в сфере товаров и услуг. [4, стр. 10]

А вот такое определение дает «Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике»:

Коммерческая деятельность – это система целенаправленных мероприятий, процедур и видов работ по обеспечению рентабельного функционирования объекта в условиях товарно-денежных отношений. Вид деятельности, ориентированный на получение дохода. [8, http://socialeconom.academic.ru/]

Одно из самых общих и лаконичных определений дает интернет-ресурс «Энциклопедия экономиста»:

Коммерческая деятельность – это часть предпринимательской деятельности и отличается от неё только тем, что не охватывает сам процесс производства товара. [9, http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/kommercheskaya-deyatelnost.html]

После того, как мы дали определение, необходимо рассмотреть, на какие этапы делится коммерческая деятельность. Ниже, на рисунке 5, представлены этапы коммерческой деятельности.

 


Рисунок 5 – Этапы коммерческой деятельности

На каждом этапе перед организаторами коммерческой деятельности стоят определенные задачи. Эти задачи включают в себя:

- совершенствование работы по изучению конъюнктуры рынка на основе маркетинговых исследований;

- своевременное принятие решений, соответствующих сложившейся на рынке ситуации;

- формирование взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами (поставщики, заказчики);

- контроль выполнения заявок и условий договоров;

- установление длительных хозяйственных связей с поставщиками;

- совершенствование работы с ассортиментом и товарными запасами;

- совершенствование бизнес-процессов, влияющих на эффективность коммерческой деятельности предприятия;

- повышение эффективности рекламно-информационной деятельности;

- внедрение последних достижений НТП, инновационных технологий, автоматизации в бизнес-процессы и этапы коммерческой деятельности.

Также коммерческая деятельность предприятия имеет не только этапы, но и функции. Условно их можно разделить на общие, непосредственно приносящие прибавочную стоимость и участвующие в формировании доходов. Более подробно эти функции рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2 – Функции коммерческой деятельности предприятия