Особенности организации коммерческой деятельности малых предприятий в России в условиях современной экономики, страница 10

Квартал 2015 г.

Розничный товарооборот, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

I квартал 2015 г.

101,7

-

-

-

-

-

-

II квартал 2015 г.

155,8

54,1

54,1

153,2

153,2

53,2

53,2

III квартал 2015 г.

299,9

198,2

144,1

294,89

192,49

194,89

92,49

IV квартал 2015 г.

398,9

297,2

99

392,23

133,01

292,23

33,01

В таблице отчетливо прослеживается почти трехкратный рост товарооборота по сравнению с первым кварталом 2015, когда предприятие только начало свою работу. Хорошие темпы прироста показывают, что была избрана и правильная политика управления товарным ассортиментом и запасами, и эффективные инструменты рекламного продвижения, были скрупулезно проработаны этапы производства и поставки готовой продукции.

Далее более рассмотрим поквартальную динамику за 2016 год в таблице 11. В данной таблице за базисные показатели были взяты показатели за 2015 год.

Таблица 11 – Поквартальная динамика товарооборота за 2016 год

Квартал 2016 г.

Розничный товарооборот, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

I квартал 2016 г.

540,3

438,6

141,4

531,26

135,45

431,26

35,45

II квартал 2016 г.

256,2

100,4

-284,1

164,44

47,42

64,44

-52,58

III квартал 2016 г.

222,5

-77,4

-33,7

74,19

86,85

-25,81

-13,15

IV квартал 2016 г.

831,5

432,6

609

208,45

373,71

108,45

273,71

Таблица 11 так же показывает хорошие темпы роста за исключением 2 и 3 квартала. Связано это с несколькими факторами: расширение штата, отпусками сотрудников и падением покупательского спроса.

Расширение штата повлекло за собой снижение производительности труда из-за того, что необходимо было достаточно много времени тратить на обучение новых сотрудников (особенно в отделе производства готовой продукции). Отпуска тоже повлияли на снижение производительности – так как предприятие является малым, то даже отпуск всего двух сотрудников сильно влияет на количество производимой продукции и обрабатываемых заявок.

Падение покупательского спроса было связано с уменьшением затрат на рекламу в пользу расширения штата. Это привело к снижению посещаемости сайта и уменьшению количества продаж.

Но к 4 кварталу темпы роста значительно выросли: по сравнению с тем же периодом 2015 года – двукратный рост, по сравнению с 3 кварталом этого же года – почти четырехкратный. Связано это с тем, что новые сотрудники освоились и производительность увеличилась, также не стоит забывать про приближение Нового года и приуроченные к нему скидки, акции, конкурсы, увеличившие поток заказов с сайта и групп в социальных сетях.

Наглядное представление темпов роста за 2015-2016 годы в базисных показателях представлено на рисунках 13 и 14.

Рисунок 13 – Базисные темпы роста за 2015 г.

Рисунок 14 – Базисные темпы роста за 2016 г.

После того, как была составлена ассортиментная матрица и посчитаны основные показатели товарного ассортимента, можно приступать к следующей важной части сбытового анализа – анализу рекламно-маркетинговых мероприятий.